Official  site  of  Bass-guitars

 

Новости
Бас-гитаристы
Bass Day
Бас аудио CD
Бас-пресса
История в лицах
Заказ инструментов
Уроки и упражнения
Бас табулатуры
Видео уроки
Интерактивная школа
Домашняя студия
Бас усиление
Процессоры
Каталоги бас-гитар
Ссылки
Гостевая книга
Форум
Гитарный тюнер
 
BASS-SHOP

Pokep.DE Сайт о реальной музЫке !

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

СТРОЕНИЕ АККОРДОВ

В этом занятии мы рассмотрим принципы построения четырех основных трезвучий и семи септаккордов, которые можно построить с их помощью. Знание этих одиннадцати аккордов является основой для овладения более сложными и интересными формами аккордов. Определение: Аккордом называется созвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, построенных или могущих быть построенными по терциям. Разберемся с этим определением. Думаю, объяснять, что такое созвучие, не нужно, поэтому перехожу ко второй части. Если вы посмотрите на нотную запись аккорда до мажор, приведенную ниже, то увидите, что звуки аккорда находятся друг от друга на расстоянии терции. Первым аккордом, который мы рассмотрим, является мажорное трезвучие (во всех примерах этого урока аккорды построены от ноты до, но описываемые принципы построения справедливы для любой ноты, от которой вы захотите построить тот или иной аккорд). Мажорное трезвучие состоит из большой и малой терции (до-ми-соль).

мажорное трезвучие

Минорное трезвучие состоит, соответственно, из малой и большой терции.

минорное трезвучие

Следующие два трезвучия являются вариациями на тему двух предыдущих. Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций. Увеличенным оно называется потому, что, как несложно заметить, два крайних звука этого аккорда (до и соль-диез) образуют интервал увеличенной квинты. Другими словами, это мажорное трезвучие с увеличенной квинтой. Это достаточно редко встречающийся аккорд, и, если обратиться к творчеству рок-музыкантов, то более или менее часто его можно встретить в творчестве группы PINK FLOYD.

увеличенное трезвучие

Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций, и называется уменьшенным за счет того, что два крайних звука (до и соль-бемоль) образуют уменьшенную квинту. Таким образом, это минорное трезвучие с уменьшенной квинтой.

уменьшённое трезвучие

Из перечисленных выше трезвучий можно построить несколько септаккордов. Для начала, определимся со строением септаккордов. Все очень просто. К трезвучию нужно добавить седьмую ступень (септиму). Например, к аккорду до мажор, который имеет в своем составе звуки до, ми, соль, (1-3-5 ступень), добавим ноту си, которая является седьмой ступенью по отношению к ноте до. Крайние звуки септаккорда образуют септиму - именно поэтому такое созвучие называется септаккордом. Септима может быть как большой, так и малой. Для аккордов, построенных от ноты до, это будет, соответственно, си и си-бемоль. Итак, первый аккорд, который мы привели в качестве примера, называется большой мажорный септаккорд.

большой мажорный септаккорд

Расшифруем это название. Слово "большой" говорит нам о том, что крайние звуки аккорда образуют большую септиму. Слово "мажорный" показывает, что в основании аккорда лежит мажорное трезвучие. Поэтому, при необходимости построить большой мажорный септаккорд, например, от ноты ре, вы должны, не колеблясь, построить сначала мажорное трезвучие от ноты ре, затем от основного звука аккорда построить большую септиму. В результате получится ре - фа# - ля - до#. Необходимо отметить, что подобная методика применима ко всем аккордам, которые мы будем обсуждать. Запомните: строение аккорда зашифровано в его названии.

Как говорилось выше, септима может быть не только большая, но и малая. Поэтому к до мажорному, в нашем примере, аккорду мы добавляем малую септиму (си бемоль), и получаем малый мажорный септаккорд. Это чрезвычайно популярный септаккорд во всех мыслимых и немыслимых стилях музыки

малый мажорный септаккорд

Теперь займемся увеличенным трезвучием. К увеличенному трезвучию принято добавлять только большую септиму. В результате получается большой мажорный септаккорд с увеличенной квинтой. Этот септаккорд в чем-то сродни большому мажорному, и может применяться, например, для завершения пьес. Если вы заглянете в партитуру соло Джако Пасториуса "Portrait Of Tracy", то увидите, что заключительным аккордом как раз является большой мажорный септаккорд с увеличенной квинтой.

большой мажорный септаккорд с
увеличенной квинтой

Перейдем к минорным септаккордам. Технология та же - берем аккорд и добавляем к нему большую либо малую септиму. Добавив к минорному трезвучию большую септиму, мы получим большой минорный септаккорд.

большой минорный септаккорд

Это, пожалуй, наиболее диссонантный из всех имеющихся септаккордов. В силу этого это созвучие весьма редко встречается, а используется в основном в качестве звуковых эффектов.

Осталось разобраться с добавлением септимы к уменьшенному трезвучию. Большая септима к уменьшенному трезвучию не добавляется, поэтому, добавив малую септиму, мы услышим малый минорный септаккорд с уменьшенной квинтой.

малый минорный септаккорд с уменьшённой квинтой

А теперь небольшой фокус. В только что построенном септаккорде понизим септиму еще на полтона, то есть до ноты си-дубль-бемоль. В итоге получается, пожалуй, наиболее популярный септаккорд из арсенала композиторов как прошлых, так и нынешнего столетия - уменьшенный септаккорд.

малый минорный септаккорд с уменьшённой квинтой

Как вы сами услышите, этот септаккорд обладает тревожным звучанием, и в силу этого у огромного количества авторов он использовался в качестве изобразительного средства в ситуациях, обрисовывающих всевозможные тревожные и трагические моменты. В свое время этот аккорд был "затерт" до такой степени, что его употребление считалось чуть ли не признаком дурного тона. Хочу обратить ваше внимание на один интересный момент. У многих наверняка возникнет вопрос: зачем, собственно говоря, писать неудобопроизносимую ноту си-дубль-бемоль, когда в реальности звучит нота ля? Объясняю: от ноты до до ноты си (неважно, что она дубль-бемоль), мы насчитаем семь звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си - то есть условие построения септаккорда соблюдено: крайние звуки образуют септиму. А если бы мы написали ноту ля, то получили бы интервал сексты между крайними звуками аккорда. Совершенно ясно, что подобная "правильность" умозрительна, но в силу определенных причин, объяснение которых может быть темой для другого большого занятия, принято придерживаться такой формы записи.

В заключение хочу сказать: если поначалу этот материал показался вам непонятным или скучным (согласен, веселого немного :), прочтите еще несколько раз, и вам станет понятно. Все это очень просто, и только поначалу кажется сложным. Надеюсь, что эта небольшая лекция поможет вам в будущем, а может быть, и сейчас, освоиться в таком сложном предмете, как гармония.

Назад    НАВЕРХ


© Bassguitars.RU 2005-2018

 

Сделано в PASWEB

potapovbass@gmail.com