Official  site  of  Bass-guitars

 

Новости
Бас-гитаристы
Bass Day
Бас аудио CD
Бас-пресса
История в лицах
Заказ инструментов
Уроки и упражнения
Бас табулатуры
Видео уроки
Интерактивная школа
Домашняя студия
Бас усиление
Процессоры
Каталоги бас-гитар
Ссылки
Гостевая книга
Форум
Гитарный тюнер
 
BASS-SHOP

Pokep.DE Сайт о реальной музЫке !

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

МАЖОРНЫЙ ЗВУКОРЯД. ОСНОВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ.

Привет! Сегодняшний урок посвящён интервалам. Знание интервалов существенно облегчает процесс "съёма" линий, сочинения, чтения партий, импровизации. Мы разберём различные виды и типы интервалов на основе мажорной гаммы. Но прежде чем сделать это, давайте рассмотрим сам мажорный звукоряд, чтобы получить более ясное теоретическое представление о нём. Если вы когда-нибудь занимались основами музыкальной грамоты, вы вероятно, знакомы с понятием "мажорной гаммы". Звукоряд-это последовательность звуков, которые, сочетаясь, создают определённое звучание /настроение/пер./ иначе говоря - тональность. Мажорную гамму можно рассматривать как основную, на которой строятся другие звукоряды. Натуральный мажор состоит из семи звуков, расстояние между соседними полтона или целый тон. (С этого момента будем рассматривать эти семь нот как ЗВУКИ ГАММЫ). Полтона это расстояние между соседними ладами на вашем грифе /самый узкий интервал в европейской музыке/ целый тон – это расстояние через лад. Определённое сочетание тонов и полутонов даёт мажорной гамме специфический, /светлый/ саунд. Любая мажорная гамма имеет одну и ту же последовательность тонов и полутонов. Иными словами, любая мажорная гамма строится по одной и той же формуле. В ниже приведённой диаграмме "1" обозначает целый тон, а "1/2", соответственно, полтона.

ступени гаммы:

I

II

III

IV

V

VI

VII

I

расстояние:

1

1

1/2

1

1

1

1/2

Любой мажорный звукоряд, вне зависимости от того, от какой ноты он построен, имеет такой интервальный состав, /именно поэтому мы имеем различные знаки альтерации в разных тональностях/пер./ Интервал – это расстояние между двумя нотами /вернее было бы сказать звуками/пер./ Интервалы бывают различных видов и размеров.

Мажорная гамма, как мы видели, состоит из интервалов ТОН и ПОЛТОНА. Интервалы имеют названия, состоящие из цифр, которые обозначают количество ступеней в интервале, например: 2 –секунда, 3 – терция, 4 – кварта, 5 – квинта, 6 – секста, 7 – септима, 8 – октава. Рассмотрим, например Фа – мажорную гамму:

Заметьте, что номера обозначают ступени гаммы. Фа – первая ступень, Соль – вторая, Ля - третья и т.д.

Однако названия по количеству ступеней явно недостаточно, и, чтобы описать интервалы более точно, используется ещё и качественное определение интервала, как, например: ЧИСТЫЙ, БОЛЬШОЙ, МАЛЫЙ, УВЕЛИЧЕННЫЙ, УМЕНЬШЁННЫЙ. Ниже приведена схема английских обозначений:

секунда

F

G

1

2

 

терция

F

G

A

1

2

3

 

кварта

F

G

A

Bb

1

2

3

4

 

Подытожим:
Интервалы определяются по КОЛИЧЕСТВУ ступеней от нижнего до верхнего звука и КАЧЕСТВУ, то есть, по количеству тонов и полутонов. В связи с этим мы можем различать чистые, малые, большие, уменьшённые, и увеличенные интервалы:

0.5 тона – малая секунда

м2 <-> б7

большая септима 5.5 тонов

1 тон – большая секунда

б2 <-> м7

малая септима 5 тонов

1.5 тона – малая терция

м3 <-> б6

большая секста 4.5 тона

2 тона – большая терция

б3 <-> м6

малая секста 4 тона

2.5 тона – чистая кварта

ч4 <-> ч5

чистая квинта 3.5 тона

3 тона - увеличенная кварта

ув4 <-> ум5

уменьшённая квинта 3 тона

Кроме того, существует увеличенная секунда (1.5 тона) и уменьшённая септима (4.5 тона) Интервал чистая октава содержит – шесть тонов. Знак <-> обозначает взаимообращаемые интервалы. Ниже приведены схематические аппликатуры для основных интервалов.

   

Буква R (root) – обозначает нижний звук (тонику) Perfect – в данном случае чистый интервал Major – большой, или буквально мажорный интервал Это схемы каждого из интервалов, построенных от первой ступени мажорной гаммы. Чтобы получить другие аппликатуры, попытайтесь построить основные интервалы от каждой ступени мажорной гаммы. Также пробуйте обращать интервалы: для этого нужно верхний звук оставить на месте, а нижний перенести на октаву вверх. Очень важно запоминать характерное звучание каждого интервала и уметь различать их на слух. Это лучше получится, если вы будете пропевать каждый интервал мелодически. Успехов!

Назад    НАВЕРХ


© Bassguitars.RU 2005-2018

 

Сделано в PASWEB

potapovbass@gmail.com