Official  site  of  Bass-guitars

 

Новости
Бас-гитаристы
Bass Day
Бас аудио CD
Бас-пресса
История в лицах
Заказ инструментов
Уроки и упражнения
Бас табулатуры
Видео уроки
Интерактивная школа
Домашняя студия
Бас усиление
Процессоры
Каталоги бас-гитар
Ссылки
Гостевая книга
Форум
Гитарный тюнер
 
BASS-SHOP

Pokep.DE Сайт о реальной музЫке !

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

ДЖАЗ-ВЫЖИВАНИЕ

Вы затратили немало времени и усилий, изучая джаз. Вы проглотили несколько пособий с басовыми линиями и соло; постоянно улучшаете чувство ритма и метра, сосредоточенно работая с метрономом; провели значительное время, анализируя джазовые записи; и к тому же занимаетесь индивидуально с преподавателем. И теперь вы созрели для сцены - вы готовы выступать?

Почти. Есть ещё некоторые вещи, которые необходимо узнать, чтобы должным образом функционировать в джазовом коллективе. Некоторые из этих навыков получаешь с большим трудом, на сцене, путём проб и ошибок. Учитывая спонтанную природу джазовой музыки, следует помнить о том, что невозможно быть готовым на 100 %. В джазе как в жизни, бросает в крайности в тот самый момент, когда вы уверены что контролируете ситуацию. Некоторые моменты, которые вам предстоит узнать, весьма просты, но если вы не отдаёте себе отчёт, они могут доставить неприятности во время выступления. Есть некоторые секреты и уловки, которые знают все опытные исполнители, но редко об этом говорят. А вы, возможно, стеснялись спросить, чтобы не выглядеть глупо. Взгляните: ценность джазового музыканта в том, что он в тусовке, и постоянно играет со многими - если же у вас нет практики, ваше обучение может затянуться, так ведь? Так давайте попытаемся сделать своевременные выводы, чтобы приобрести необходимый опыт и навыки джазового выживания.

Форма
Прямая обязанность басиста - вести линию, выделяя смену гармоний, красиво их обыгрывая, при этом сохраняя ритмическую пульсацию, и самое главное - выдерживать форму пьесы (проще говоря, не вылетать). Согласен, что мы можем слегка ускорять и замедлять темп, не всегда играть идеально ровно. Это неприятные, но простительные моменты в сравнении со случаем, когда комкается форма пьесы. Вылететь из квадрата это грубейшая ошибка. К сожалению, такое случается со всеми, кто начинает свой путь в джазе. Когда запомните пьесы, вам легче будет ориентироваться по форме. С опытом вы научитесь определять в каком месте квадрата вы находитесь, чтобы никто при этом не заметил, что вы потерялись. Вот как это сделать:
1. Расслабьтесь. Если запаникуете, вам труднее будет сосредоточиться.
2. Слушайте. Много фрагментов, которые помогут понять где вы находитесь. Барабанщик обычно играет короткие брейки в конце четвёртого или восьмого такта. Более длинные сбивки играются перед началом бриджа (т.е. средней части - припева) или перед началом нового квадрата. Проанализируйте смену гармоний и наметьте ориентиры. В случае 12-ти тактового блюза, такими будут аккорд IV ступени, а также V (или оборот II-V). Будьте готовы распознать эти гармонические ориентиры. Если же перед вами так называемый ритм-чендж (ААВА), то главным ориентиром будет часть В. Например части А - начинаются с Bb, тогда бридж скорее всего хлопнет вам в лоб нотой F# в D7-аккорде. Будьте готовы распознать подобные обороты.
3. Не закрывайте глаза. Многие музыканты закрывают глаза, погружаясь в транс во время игры. Это замечательно, но если вы потерялись в форме, и не слышите как вернуться в квадрат, откройте глаза, обратитесь за помощью. Обычно кто-нибудь поможет выкарабкаться. Однако бывает и другой подход к изучению джаза "плыви или утони". Во многих случаях вашу просьбу о помощи игнорируют умышленно, чтобы преподать вам ценный урок - и поверьте мне, лучше всего вы научитесь, когда сами сможете выбраться из затруднительной ситуации.
4. Не прекращайте играть. Если распределить обязанности басиста, то первое - это выдерживать пульсацию, второе - сохранять форму пьесы, третье - играть аккомпанирующие линии, содержащие гармонические и ритмические обороты уместные для конкретной композиции. Если потерялись по форме, то естественно невозможно выполнить требования третьего пункта. Но всё же можно продолжать играть ритмично, даже если все ноты, которые вы играете, будут левыми. Только и остаётся переть напролом. Лучше быть частично неправым, чем полностью облажаться, в случае полной остановки. Продолжайте играть, расслабьтесь, слушайте, откройте глаза и сможете без особого труда вернуться в свою колею.
Кроме того, наилучший способ научиться удерживать форму пьесы - это выучить её мелодическую линию. Найдите записи нужной темы и научитесь петь мелодию, в то время как играется соло.

Последовательность исполнения
Когда собирается коллектив, чтобы играть джаз, необходима оговоренная очерёдность исполнения, чтобы композиции звучали гладко. Насколько хорошо каждый музыкант будет отвечать за партии своего инструмента, и понимать свою роль в коллективе, настолько качественно будет звучать вся группа. Сейчас многие коллективы преднамеренно ищут новые, нестандартные подходы к исполнению музыки в формате джаза. Но в то же время необходимо быть знакомым со стандартным исполнительским форматом, на случай авральной ситуации (когда вас приглашают на подмену в незнакомый коллектив за час до выступления). Знание этой информации, позволяет незнакомым музыкантам собираться и играть, как говорится, "с ходу".
Самая распространённая структура джазовой пьесы: вступление (intro), тема (head), импровизации (solos), тема (head), и кода (ending). Существуют различные варианты последовательности, но эта основная.
Вступления (Intros) Вступление может содержать материал композиции, или может быть просто педальный тон на доминанте (V ступени тональности). В некоторых случаях, интро может быть самостоятельной мини-пьесой, как известное вступление Чарли Паркера к теме "All the Things You Are"; вы можете её услышать на пластинке Charlie Parker Jam Session [Verve].
Обычное вступление называется "vamp". Оно используется особенно в тех случаях, когда делают переход с одной композиции на другую, такая практика нередко бывает в формате джазового выступления. "Vamp" это короткая аккордовая последовательность, которая "нагнетается" до тех пор, пока не прозвучит условный сигнал о переходе к теме. Наиболее распространённая последовательность для такого вступления - I-VI-II-V в тональности темы, которую предстоит играть. Другая популярная вариация - III-VI-II-V, она хорошо подходит, когда тема начинается с I (тонического аккорда). Если же квадрат начинается с аккорда II ступени, то используется последовательность, заканчивающаяся оборотом II-V ко второй ступени. Интро обычно длиной в четыре или восемь тактов, в зависимости от темпа композиции. Для медленной пьесы восемь тактов может быть слишком много, а для баллады будет достаточно и двух.
Другое популярное вступление - это доминантовая педаль. Доминанта это пятая ступень тональности - в Bb это будет F. Наиболее часто играют педаль на вторую и четвёртую доли такта, это так и называется "pedal on the V, two and four." Обратите внимание, в первом примере ритмическое смещение на четвёртую долю в конце четвертого такта, что позволяет уловить момент перехода на тему.
Пример 1

Бывает, что доминантовая педаль оформлена ритмически, например упреждением ("kick") подсечкой, каждой ноты. Переход на тему, так же как и в первом примере отмечен ритмически. См. второй пример.
Пример 2

Также вы можете "тянуть" педальный звук, крупными длительностями. См. пример 3. Обратите внимание, что шагающая линия начинается ещё во вступлении, это делается для того, чтобы заранее задать пульс. Это один из способов сделать это. Если же вы не подготавливаете начало темы, то можно просто заиграть "в лоб" в первой доли новой части.
Пример 3

Некоторые интро строятся на последних четырёх или восьми тактах темы, чтобы подготовить начало композиции. Они называются "last four" или "last eight."

Окончания (Endings)
Следующий момент, который необходимо выяснить - это как заканчивать пьесу. Часто бывает так, что кто-то предлагает пьесу, и весь коллектив начинает её играть, совершенно не договорившись, как она закончится. Следует иметь ввиду, что многие слушатели запоминают вступление и коду, частенько забывая, что происходит в середине. Это базируется на принципах работы памяти, и если у вас сырое, невнятное вступление и разваленная кода, слушатели просто решат что у вас лажовый состав. Можно конечно надеяться, что среди них будут люди способные оценить блестящие импровизации, но для надёжности лучше иметь под рукой несколько дежурных окончаний - код.
Пример 4 - это самая известная, вечнозелёная кода. Древняя как горы, но каждый раз срабатывает. Иногда она называется "восемь шагов".

Есть множество вариаций такой коды, чаще это "stinger " - жало (короткая нота на четвёртую долю последнего такта), а иногда можно использовать ритмический рисунок упреждения, как показано в следующем примере.
Пример 5

Шестой пример - это вариация, где используется базовая ритмическая идея, но избегается фактическая линия. Это хорошо работает как импровизированная кода, поскольку каждый слышит и понимает синкопы, но при этом духовые или пианист свободны доиграть импровизированное окончание.
Пример 6

Следующий пример называется кода - "Basie" (от имени Каунта Бэйси). Бас "бросает" играть после первой доли и освобождает пространство для фразы фортепиано, а потом шлёпает "bump" на четвёртую долю.
Пример 7

Немного расширенная каденция показана в восьмом примере. Здесь используется нисходящая хроматическая последовательность от #IVm7b5 аккорда. Это окончание называют "#IV". Синкопы оговариваются отдельно. Иногда эта кода в два раза длиннее из за того, что каждый аккорд играется по целому такту.
Пример 8

В некоторых композициях могут встречаться ритмические рисунки коды, основанные на ритме мелодии. Обратите внимание, как заканчивается мелодия - это может стать неплохим материалом для коды. Другой распространённый способ называется "triple tag" - это когда последние два такта темы повторяются три раза. Есть также "vamp" - окончание, основанное на последовательности III-VI-II-V. Такая кода может играться часами, до тех пор, пока кто-нибудь не возьмёт инициативу в свои руки и не покажет стоп.

Импровизация (Solo)
После того как сыграны вступление и тема (один раз для длинной формы, дважды для короткой или быстрой темы), наступает черёд импровизаций. Поскольку существует множество возможных вариаций для формирования соло секции, то по умолчанию очерёдность для солистов "по партитуре": духовые, фортепиано (и/или такие инструменты как гитара, виброфон), бас, ударные. Зачастую последним соло играет барабанщик, но не всегда! Также помните, что бас и ударные не играют соло в каждой композиции. По разным причинам музыканты считают, что басист не станет играть соло в теме "moment's notice" в темпе 300 ударов в минуту - однако если у вас возникнет такое желание, то визуальным контактом дайте сигнал, чтобы вам выделили некоторое количество квадратов, а не перескакивали на соло ударных или тему.
Соло ударных также оформляется разными способами. Иногда драммер солирует на квадрат темы. В таком случае очень полезно знать мелодию. Пропевайте её про себя пока идёт соло на ударных, и вы гарантированно вступите в начало нового квадрата. (Будем надеяться, что ударник тоже знает мелодию или хотя бы в состоянии высчитать необходимое количество тактов). Другой способ: все солисты, по очереди играют фразы по четыре или восемь тактов чередуясь с ударными. После соло баса, начинайте играть линию соответственно четыре или восемь тактов, затем останавливайтесь, оставляя ударнику возможность высказаться. Очень важно сконцентрировать внимание, так как многие барабанщики любят хитрые смещения и нестандартные фразировки. Ваше невнимание может привести к плачевным результатам - вы просто вступите "не туда". Сосредоточьтесь на хай-хете; ударники обычно оставляют его играть на вторую и четвёртую долю на продолжении своих заморочек. Если нет - считайте крупные доли. Некоторые барабанщики случайно могут укорачивать или удлинять свои такты! Так что как говорится, держите "ушки-на-макушке", а глаза открытыми, возможно предстоит предугадать, где приземлится ваш коллега по ритм-цеху после своих замысловатых кульбитов, и вступить вместе с ним.
Внимательно относитесь к уникальным различиям, которые привносят в музыку солисты во время своих импровизаций. Играют ли "впереди" или "сзади"? Агрессивно или расслабленно? Какие они используют фразы и секвенции? Все эти моменты работают более эффективно в том случае, если мы, басисты, поддерживаем их. Во время джем-сейшена, музыканты иногда забываются и играют, игнорируя "рамки приличия". Кто-то играет чересчур долго? Иногда это может быть поводом для "намёка" - например "повесить" педальный тон в последних двух тактах квадрата. Мне иногда приходилось выдавать два и даже три намёка, после чего я просто оставлял такого солиста наедине с барабанщиком - обычно это был его последний квадрат! (Предупреждение: Не шутите таким образом с тем, кто вас пригласил на это выступление).

В коллективе
Если вы переехали в новый город, или только начинаете свою концертную практику (т.е. вас никто не знает) посещение клубов (естественно джазовых / пер.) будет вашим следующим шагом. Это поможет вам познакомиться с другими музыкантами, засветиться в "тусовке" и (надеюсь) с кем-нибудь, где-то выступить. Возможно там где вы жили раньше, вам негде или не с кем быль играть джаз. Следите за рекламой, выясните где проходят джазовые концерты. Даже если это не джем-сейшн, возможно вам позволят поджемовать. Неплохая идея - заранее узнать какого формата заведение, где проходит ожидаемый концерт, чтобы не выглядеть "белой вороной". Попав в нужное место, осмотритесь. Если это джем, то может быть определённый список очерёдности исполнителей. Если нет, то действуйте по ситуации. Можно подойти к басисту во время перерыва, и сказать, что вы хотели бы поиграть. Если же это не сейшн, то вам необходимо очень тактично спросить о возможности своего участия в коллективе. Такой подход не везде приемлем, так что будьте готовы получить отказ, тем более, если никто из музыкантов вас не знает. Если так - не сердитесь, это не обязательно решение местного басиста об отказе, постарайтесь поддержать с ним хорошие отношения. Возможно он захочет пообщаться с вами, чтобы выяснить что вы за музыкант. Будьте честны; не стоит говорить, что только вернулись из европейского тура с Джо Хендерсоном, когда на самом деле закончили первый семестр в джазовой студии. В то же время не занимайтесь самоуничижением; люди могут подумать, что для этого действительно есть поводы. Просто будьте объективны.
Итак, скажем - вы попали на сцену. Если играете на бас-гитаре, лучше приходить со своим инструментом, (будем надеяться что разрешат включиться в местный аппарат). Будьте вежливы, и не кидайтесь перекручивать эквалайзер, без предварительного разрешения, и верните ручки в обратное положение, когда закончите играть. Также "не грубите" с громкостью; если вам хорошо было слышно предыдущего басиста, вообще оставьте ручку громкости в покое.
Если вы контрабасист, то скорее всего вам придется играть на контрабасе местного басиста. После того что вы потратили немало времени чтобы привести собственный инструмент в наиболее удобное состояние; высота струн, датчик и усилитель - все влияет на ваши ощущения при игре, на ваш звук. Сыграйте что-нибудь, чтобы немного свыкнуться с контрабасом. Игра на чужом инструменте может быть довольно раздражающим фактором, однако - кто сказал, что будет легко? Пока слушаете выступление коллектива, внимательно присмотритесь к игре басиста. Это может дать важные ключи, чтобы найти нужный подход к специфике данного инструмента.
Забавный случай приключился недавно со мной в Нью-Йорке. Я отправился в "Visione's" на сейшн-после-концерта; там играл Ratso Harris - совершенно фантастический басист. Насколько великолепный музыкант, настолько замечательный и добрый человек - он был бы рад, чтобы кто-либо вышел поиграть. По прошлому опыту, я знаю что у него пятиструнный контрабас. С тех пор как я осваивал пятиструнную бас-гитару, я помню, что сходу играть на таком инструменте довольно рискованно. И я вышел, упомянув Рэтсо о том, что я в курсе о пятиструнном инструменте, но так или иначе я попробую. Когда он отдавал мне бас, я заметил хитрую усмешку в его в глазах, спускаясь со сцены, он сказал "развлекайся". Взглянув на гриф я обнаружил, что его контрабас преобразован в шестиструнный! Прежде чем я успел запаниковать, музыканты заиграли тему которая была выбрана. Я выжил - даже получил комплимент от барабанщика - но чувствовал себя определённо некомфортно!
А что бы вы делали в подобной ситуации? Ну во первых будем надеяться, что у местного басиста не будет шестиструнного контрабаса - но дело не в этом. Даже обычный инструмент может выбить вас из колеи, своим неудобством. Прежде всего расслабьтесь; проверьте высоту струн над грифом. Может они на три дюйма от накладки? Мне однажды довелось поиграть на одном из басов Эдди Гомеза. Я рассчитывал что смогу нарезать пару крутых фраз в верхних позициях, которые разучил слушая его записи. Однако с трудом смог просто прижать струну к накладке грифа. Еже высота струн невелика, не играйте как Чарльз Мингус в ярости, кроме треска и щелчков вы ничего не добьётесь. Смысл заключается в том чтобы определить, на какой тип музыки налажен инструмент, а затем найти способ получить необходимый вам свинг на имеющемся басу. Он может совсем вам не подходит - но у вас нет выбора в данный момент, так ведь? Всё что вам нужно сделать попав на сцену - добиться хорошего звука при имеющихся условиях.
Существуют два принципиально отличных пути получения концертного опыта. Один из них - щадящий: Каждый участник коллектива настроен дружественно, все стараются вам помочь чувствовать себя комфортно, во время выступления. Могут вам предложить самому назвать стандарты, которые вы хорошо знаете, а если какие-либо темы вам незнакомы, предложат сборник джазовых тем (fake book). Даже возможно не подадут вида, что ваше исполнение не достаточно профессионально и оставляет желать лучшего. Это ваш шанс приобрести ценный концертные навыки с помощью более опытных музыкантов. Если вы малоопытный музыкант, и пока что скованно чувствуете себя на сцене, не упускайте подобную возможность - это замечательный метод получения опыта.
И конечно опыт "в большом городе" когда - каждый сам за себя. Игравшие перед вами басисты - оба крутейшие профессионалы. Вдоль сцены выстроилась очередь из пятнадцати саксофонистов ожидающих момента сыграть свои двадцать пять квадратов соло - не считая, что ещё четыре трубача, два тромбониста и гитарист. Пианист ни разу не взглянет на вас чтобы подать какой-либо сигнал в трудной ситуации, а ударник поглядывая в вашу сторону произносит нечто типа "а это что ещё за чучело?! [удалена ненормативная лексика]". Вы находитесь между роялем и постоянно открывающейся дверью в уборную. Только успеваешь попробовать пару нот, понимая что великовато расстояние от струн до накладки (action) на контрабасе. А трубач уже назвал тему, которую нужно играть. Оказывается, что эту композицию знают все кроме тебя. К горлу подкатывает ком, и прежде чем успеваешь что-то сказать, ты слышишь как саксофонист объявляет "Db", начиная считать очень быстрый темп. При этом ты с ужасом понимаешь что предыдущий басист, покидая сцену, выключил усилитель.
Похоже на страшный сон? Поверь - бывает и такое! Это то, с чем ты непременно столкнёшься в большом городе. Чтобы выжить в такой "враждебной" окружающей среде вам необходимо иметь точное чувство ритма, знать стандартную структуру пьес, держать в голове приличный репертуар, и уметь играть "на шару" (сразу играть и запоминать незнакомую пьесу), иметь тонкий слух, стальные нервы и переть как танк, с таким видом, будто вы так выступаете каждый день!
Итак! Скажем, вы выжили. Даже более вы сделали больше своих сил и способностей. Что дальше? Однажды проявив себя, люди начинают немного "звездить" - но, будучи в Нью-Йорке или другом огромном городе, не ожидайте, что все начнут падать вам в ноги. Им нет большого дела до вашего музыкального роста; это - само собой разумеется. Заведите разговор с басистами; с кем как не с коллегами легче найти общий язык. Если вашу игру похвалили, не начинайте тут же извиняться за то что не играли так круто как могли бы - стоит просто сказать "thank you" и возможно что-то хорошее про инструмент, который вы одалживали играть. И помните: Всегда имейте при себе визитку. Телефон, записанный на салфетке, обычно подтирает чей нибудь нос.
Эта статья содержит некоторые материалы из книги Jazz Bass [Hal Leonard]; фрагменты, касающиеся концертной практики, собраны из моего личного опыта выступлений в Нью-Йорке, Бостоне и по всему миру. Как вы заметили - попасть на джазовую сцену это долгий путь и вам даётся только один шанс произвести первое впечатление. Не торопитесь, делайте "домашнюю работу" и некоторое время приглядывайтесь - что вокруг происходит. Когда почувствуете удобный момент показать себя, вперёд - свингуйте жёстко!

Перевод: Константин Новожилов Источник: Bass Player

Назад    НАВЕРХ


© Bassguitars.RU 2005-2018

 

Сделано в PASWEB

potapovbass@gmail.com