Official  site  of  Bass-guitars

 

Новости
Бас-гитаристы
Bass Day
Бас аудио CD
Бас-пресса
История в лицах
Заказ инструментов
Уроки и упражнения
Бас табулатуры
Видео уроки
Интерактивная школа
Домашняя студия
Бас усиление
Процессоры
Каталоги бас-гитар
Ссылки
Гостевая книга
Форум
Гитарный тюнер
 
BASS-SHOP

Pokep.DE Сайт о реальной музЫке !

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

ФАЛЬСИФИЦИРУЙ ЭТО

Для выступлений, порой недостаточно знать много композиций. Эта статья о том, как научиться играть темы, которые вы совсем не знаете.
В дополнение к правильному гардеробу, работающий басист, нуждается в нескольких навыках: хорошее ощущение времени, подвижная техника, знание различных стилей, способность читать "с листа", хороший звук, развитый слух, и очень важно - обширный репертуар. Но рано или поздно вам придётся играть "нашару" т.е. фальсифицировать мелодию, которую вы не знаете. Солисты (особенно джазовые) любят, когда свободно играется любая тема, которую они чувствуют уместной в данный момент. А если некто платит сто баксов за песню, или того хуже - тыкает пистолетом в нос… вы вынуждены играть знаете вы или нет. Не имеет значения, что ваша техника как у Джако Пасториуса: если не можете "играть нашару", вы отрезаете себя от большого количества работы.
Как вы учите тему? Играете по сто раз, пока не получится запомнить? Или постоянно заглядываете в "талмуд"? Это занимает слишком много времени - и, кроме того, не будешь везде таскать с собой кучу нот и подставку для них. (На концерте весьма стрёмно смотрится, когда играешь по нотам в малом составе). Серьезные музыканты используют слух. Как выразился Джон Голдсби - "Басисту не платят за то, что он быстро играет - ему платят, чтобы он быстро слышал". Чтобы развить такой навык, читайте статью "Тренировка слуха".

Движение Тоники
В любой аккордовой последовательности, движение тоники - первая вещь, которую басист должен слышать; если играть другие ступени - мелодия будет звучать неправильно. Упражнение 1 иллюстрирует несколько распространённых (стандартных) гармонических оборотов. Они встречаются во всех музыкальных стилях.

Чтобы показать движение тоники, использованы римские цифры, которые соответствуют тонике каждого аккорда, построенного на основных ступенях звукоряда; хроматические (проходящие) звуки показаны как bIII или #IV, например. Играйте эти последовательности во всех тональностях, используя метроном. В таблице умышленно не указаны типы аккордов (мажорный, минорный, уменьшённый или увеличенный и т.д.) чтобы вы сконцентрировались именно на первых ступенях аккорда. Позже вы научитесь определять, какой тип аккорда соответствует ситуации (слышать окраску аккорда очень поможет практика пения различных типов арпеджио). Такой способ мышления (цифрованная гармония) очень полезен при подборе любых композиций и их транспонировании в другую тональность.

Гармонические Функции
Изучение песни на выступлении - это упражнение в быстрой постановке проблемы и её решении. Проблема? - "Я не знаю эту мелодию! " Решение! - Уши, уверенность, и здравый смысл. Если вы сомневаетесь что сможете, то вам никогда этого не сделать. Музыкальный здравый смысл приходит через знание того, как аккорды взаимодействуют внутри гармонической последовательности. Ключ - понимание законов гармонии. Знаете ли вы песню или нет, естественные законы гармонии дадут вам ощущение, куда мелодия может идти. Большинство песен строятся по стандартным гармоническим шаблонам. Отчасти поэтому они становятся популярными: Они звучат "нормально" для нетренированного слушателя. Т.е. слушатель получает то, что он ожидает услышать.
Упражнение 2 показывает диатонические и проходящие аккорды в мажорной гамме. Каждый аккорд имеет тоническую, субдоминантовую или доминантовую функции. Тонические аккорды (Imaj7, IIIm7, и VIm7) - "основания", которыми начинаются и обычно заканчивают фразы. Они, кажется, имеют магнитное напряжение, заставляя другие аккорды разрешиться в тонику. Доминантовые структуры (V7, VIIm7b5, bII7, #IIdim7, и #IVdim7) имеют сильную потребность разрешиться в тонику. Внимание! в списке несколько недиатонических доминантовых аккордов: bII7 аккорд может занять место V7, и обычно известен как "subV". #IIdim7 и #IVdim7 проходящие уменьшенные аккорды, которые разрешаются в IIm7 и Imaj7 соответственно; они являются доминантовыми, потому что имеют естественное напряжение к тоническим аккордам. Наконец, субдоминантовые аккорды (IIm7, IVmaj7, и bVI7) которые используются, прежде всего, чтобы двигаться в доминанту. bVI7 не диатонический для тональности, является субдоминантовым, потому что разрешается в V7 аккорд.

Классический пример гармонической функции оборот - II-V-I . Субдоминантовый II двигается в доминантовый V7; V7 в свою очередь разрешается в тонику I. Эта аккордовая последовательность содержит все гармонические функции и имеет доминантовое движение первой ступени: II к V снижается на квинту, и V к I снижается ещё на квинту. Внутренняя мелодия, возникающая при полутоновом разрешении в 3rds и 7ths ("аккордовые звуки") представляет эту модель характерной частью Западной гармонии Пример 3.

Изучение гармонии - постоянный процесс. Есть много доступных книг, по этому предмету, но наиболее легко усвоить его с помощью опытного преподавателя. Этот материал, вместе с программой тренировки слуха, даст вам хороший базис для того, чтобы слёту играть песни.

Модуляции
Многие мелодии имеют несколько тональных центров, даже притом, что они написаны в одной тональности. Перемещение в новый ключевой центр называют модуляцией. Самый простой тип модуляции: песня перемещается вперед в другую тональность, с помощью оборота от новой тональности основанном на II -V цепочке. Когда песня смодулирует, появляется новая тоника, в которую разрешается модулирующая последовательность. Песня может иметь модуляцию и в части "А", но обычно модулирует в новую тональность в бридже "С" или припеве "В" секции. Если дело обстоит так, вы вероятно будете сталкиваться с основным II-V оборотом в конце секции, чтобы вести новую тональность. Вы должны быть способны слышать эти центры и знать, куда они ведут.

Упражнение 4 - список всех возможных модуляций от тонического аккорда; они написаны со II-V к новому тональному центру. (Тональный центр определяется римской цифрой под скобкой.) Практикуйте эти движения тоники во всех тональностях, и в конечном счете вы научитесь слышать их быстро. Иногда модуляция использует только V аккорд новой тональности, также обратите внимание на то, как основной V аккорд относится к первоначальной тональности.

На что обратить внимание
Вот - некоторые обобщения, которые помогут вам играть на слух, предугадывать гармонию, ориентироваться в форме.
1. AABA - самая распространённая форма для стандарта. Большинство форм - 32 такта длительностью; многие из пьес Коула Портера - 64 такта.
2. "А" Секция - обычно восемь тактов; если она повторяется, то последний 8-й такт наиболее вероятно завершится "тёнэраундом" II-V, который предполагает повтор. Чаще всего обороты - I-VI-II-V и III-VI-II-V (фактически то же самое).
3. Секция может начаться на I, или возможно с II-V-I. Но может начаться и на абсолютно другом аккорде. Помните, первый аккорд, который вы слышите - не обязательно тональность мелодии!
4. Второй "А" секция обычно та же самая как первая, хотя ее последние один или два такта могут быть отличны. Если первый вариант заканчивается доминантой, часто второй прибывает в тонику или заканчивается паузой. Бывает, что окончание второй "А" подготавливает "bridge" - часть "В".
5. "В" - обычно восемь тактов длиной, хотя иногда это - четыре или 16. Самый обычный тональный центр бриджа - отклонение в тональность субдоминанты (IV) . Это обычно секция с другими стандартными оборотами.
6. После бриджа, мелодия обычно возвращается к "А" части - но не всегда.
7. Последняя "А" обычно сходна со второй, и заканчивается на тонике в предпоследнем такте. Последний такт может содержать "тернэраунд" к началу квадрата, или заканчиваться паузой на тонике, либо "идти на коду".

Аспекты практической работы
Как готовить себя к игре на слух, без подготовки? Вот - короткий список:
1. Изучать гармонию.
2. Тренировать слух. Научитесь слышать хроматические интервалы в пределах октавы, как восходящие, так и нисходящие.
3. Изучать аккорды. Научитесь определять основные аккорды (7, maj7, m7, m7 5, sus7, aug7, и augmaj7).
4. Занимайтесь соотношением мелодии/гармонии. Садитесь за фортепьяно, и играйте каждый из вышеупомянутых типов аккорда по одному. В то время как звучит аккорд, играйте тонику на вашем басу, затем играйте каждую хроматическую ноту между тоникой и октавой. Делайте это медленно, вслушиваясь, как каждая нота звучит в контексте аккорда.
5. Развивайте ваше чувство подстройки. Найдите мелодию, которую можете всегда вспомнить; определите, какая тональность, и занимайтесь, слыша мелодию в вашей голове в надлежащем ключе. Транспонируйте мелодию в другую тональность, возвращаясь затем в прежнюю.
6. Пойте мелодию и играйте при этом басовую линию.
7. Слушая записи, определяйте тональность и форму произведения. Старайтесь играть тонические звуки аккордов, "не вылетая" из последовательности, сохраняя форму.
8. Возьмите компакт-диски с песнями, которых не знаете, и играйте. Представить, что вы играете на концерте - другими словами, никаких остановок!

На сцене
Некоторые моменты, которые нужно помнить, когда вы играете мелодию "по слуху":
1. Сохраняйте спокойствие - тогда будете слышать лучше.
2. Слушайте мелодию! Но обращайте внимание на все.
3. Смотрите на левую руку пианиста, если возможно; сможете увидеть последовательность аккордов.
4. Если вы "вылетели" из формы, слушайте барабанщика. Хорошие барабанщики имеют тенденцию показывать начало новой части короткими брейками между частям "А", длинными - на бридж, и особенно выразительными для окончания квадрата.
5. Запоминайте то, что смогли услышать. Если выяснили часть "А", помните - вы должны будете играть её снова.
6. Молитесь перед бриджем. Когда пройдёте его, будьте готовы снова играть часть "А"
7. Держите глаза открытыми, кто - то может показывать стоп в пьесе, коду, или повтор квадрата.
8. Слушайте, что вы играете. Если это звучит неправильно, не повторяйте! Если верно, запомните, чтобы повторить!
9. Если какое-то место непонятно, запомните где это, и пытайтесь каждый раз пробовать кое-что еще, пока не найдёте решение.
10. Стройте в голове гармоническую схему пьесы. Когда она закончена, узнайте название - вам, вероятно, придется играть её снова.

ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ
Вот некоторые вопросы, которые вы должны задавать себе по ходу пьесы, которую пытаетесь сыграть:
-Какая тональность?
-Какой темп?
-Какой стиль?
-Изменилась ли пульсация?
-Звучит ли эта песня как одна из тех, что я слышал прежде?
-Какая здесь форма? AABA, ABAC, AAB, AB, или ABC?
-Может это блюз?
-Будет ли модуляция?
-Какой первый аккорд в "В" части?
-Где повтор материала?
-Есть ли рифовые связки? С какой периодичностью они встречаются?
-Действительно ли на соло форма та же что и в теме?
-Есть ли в этой пьесе кода? (с 2-х или 4-х тактовыми повторами, по два или три раза?)
-Это что уже конец!?!
-Пригласят ли меня снова?

Немало аспектов игры необходимо освоить, чтобы хорошо играть "на слух", будьте терпеливы. Не отказывайтесь от возможности научиться пользоваться вашим слухом. Вообразите день, когда сможете сыграть любую песню, какая бы не встретилась. Этот навык требует от вас больше работы, чем в любой другой профессии. Учитесь слышать, при этом выдавать грув, и мир будет у ваших ног!

Перевод: Константин Новожилов Источник: Bass Player

Назад    НАВЕРХ


© Bassguitars.RU 2005-2018

 

Сделано в PASWEB

potapovbass@gmail.com