Official  site  of  Bass-guitars

 

Новости
Бас-гитаристы
Bass Day
Бас аудио CD
Бас-пресса
История в лицах
Заказ инструментов
Уроки и упражнения
Бас табулатуры
Видео уроки
Интерактивная школа
Домашняя студия
Бас усиление
Процессоры
Каталоги бас-гитар
Ссылки
Гостевая книга
Форум
Гитарный тюнер
 
BASS-SHOP

Pokep.DE Сайт о реальной музЫке !

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

МЕТРОНОМ - ТВОЙ ГУРУ

Эд Фридленд
Вот простой вопрос: Что самое важное должно быть у басиста?
a) Огромный дорогой усилитель
b) Правильная стрижка
c) Большой автомобиль
d) Много-много грандиозных технических приемов
e) Хорошее чувство темпа

В идеале мы могли бы ответить "всё вышеуказанное". Тем не менее, если бы вам пришлось выбирать только один вариант, пунк "е" сделал бы вас самым уважаемым среди музыкантов. Способность играть в такт - это самое фундаментальное умение, которым должен обладать басист; вообще поражает, сколько людей начинает (и продолжает) играть без понятия, что такое держать темп. Если вы думаете, что "темп" - это марка телевизора, вам реально надо провериться. Мир полон "вечных ценностей" …но вы же не хотите быть одной из них (Прим. переводчика - здесь обыгрывается англ. слово "time", которое означает "время", а также "темп" или "такт", а "timeless" - соответственно "вечный" или "без чувства темпа").

Лучший способ развить ваше чувсто темпа - это последовательное и специальное использование метронома. (Лучше всего использовать электронный метроном или драм-машину, запрограммированную на простой клик; у механических метрономов бывают проблемы с медленными темпами, в которых мы будем работать). Сейчас многие занимаются под сложные ритмические рисунки драм-машин; хотя этот метод может быть интересным и весёлым, это не лучший способ развить ритмическую уверенность. Драм-машины хороши для работы над песнями, но если заниматься развитием чувства темпа, они слишком облегчат вашу работу и не сделают вас настолько сильным, насколько надо быть, чтобы выжить в полном конкуренции мире музыки. Существует много басистов, которые могут яростно извергать потоки фанковых триолей и тэппинговых флажолетов, но работу получает тот, кто делает это ровно в такт.

Ваше чувство темпа исходит из внутренних часов, которые работают на аккумуляторе. Когда вы первый раз хотите воспользоваться аккумулятором, вы должны его долгое время заряжать; подобно этому, когда вы впервые начинаете развивать ваши внутренние часы, вам придётся "заряжаться", упорно работая с метрономом. Как только ваше чувство темпа встанет и пойдёт, вы будете оставаться постоянно заряженным, регулярно подпитываясь от источника – вечно движущегося континуума времени, который нас окружает. В итоге, даже когда вы выключите свой метроном, ваши внутренние часы продолжат идти.

Тем не менее, просто играть в клик не достаточно. Вы должны перенести клик внутрь себя и сделать его частью вашей игры. Упражнения из этой статьи заставят вас собрать недостающие части грува, и почувствовать ритм внутри себя. (Вот откуда все это выходит, верно?) Чем меньше темпа вам дается драм- машиной или другими музыкантами, тем больше вы должны обеспечивать сами себя. Теперь я слезу со своей воображаемой трибуны и перейду к практике. Следующий набор "ритуалов" поможет вам комфортнее чувствовать себя с метрономом, так что вы сможете постепенно все меньше полагаться на него и использовать просто как поддержку. Даже если у вас развитое чувство темпа, существуют некоторые проблемы, которые будут регулярно давать вам пинка под зад - моему достается ежедневно! Занимайтесь каждый день, терпеливо и прилежно, и к следующему выступлению вы будете просто как локомотив.

Ритуалы с метрономом
Так как основное внимание здесь уделяется темпу, мы будем работать с очень простой музыкальной фигурой: до-мажорной гаммой. Аппликатура в упр. 1 не требует использования открытых струн или смены позиции, но если вы не чувствуете себя на 100% комфортно, то сначала отработайте его без метронома.
Упр. 1


Наш первый "ритуал" может показаться лёгким, но это впечатление обманчиво. (Все упражнения труднее исполнить, чем понять.) Установите метроном в среднем темпе межу 80 и 120 ударами в минуту (bpm). Сыграйте гамму с метрономом, два клика на одну ноту; это означает, что вы играете четверными нотами, а клик звучит восьмыми.

Упр. 2

Важно играть это упражнение в разных темпах, как и все наши "ритуалы" на поддержание ровного темпа. Занимайтесь в удобном для вас среднем темпе, постепенно его повышая, пока не дойдете до точки, когда почувствуете, что это немного быстро для вас, отметьте эту точку и замедлите метроном на оди-два деления, чтобы позднее вернуться к этому трудному темпу. Затем переходите к очень медленным темпам и занимайтесь в них. Вы заметите, что очень трудно играть медленно и сохранять ровный темп. Затем играйте гамму с метрономом, установленном в половину более медленном темпе, так чтобы клик равнялся четвертным нотам. Сосредоточьтесь на попадании каждой ноты в клик. Попытайтесь почувствовать потерянный клик из предыдущего упражнения. Пытайтесь не просто играть в клик – перенесите его в себя и сделайте частью гаммы.

Упр. 3

Затем мы сыграем гамму с метрономом, отмечающим первую и третью доли. Найдите приемлемый для себя темп, и сосредоточьтесь на ритмической последовательности. Как только вы ее почувствуете, выполняйте это упражнение в разных темпах – медленных и быстрых.

Упр. 4

В упр. 5 клик звучит на вторую и четвёртую доли. Это упражнение очень важно по двум причинам. Во-первых, перенос клика на слабую долю делает вас ответственным за поддержание сильной доли такта. Ваша задача как басиста: держать первую долю. Во-вторых, это наилучший способ научиться делать ваши партии шагающего баса свинговыми. Для повседневной практики это хорошее подспорье, чтобы чётко играть фанковые рисунки, и хороший способ ровно играть рок. Играйте что-то, что вы хорошо знаете, а затем включайте метроном и играйте снова. Если трудно играть с метрономом, то, вероятно, ваш темп не полностью совпадает.

Упр. 5

Если вам трудно уловить клик на "два" и "четыре", попробуйте следующее. Стучите рукой по своему колену на каждый удар метронома, и когда ваша рука будет в воздухе начните считать вслух: "раз, два, три, четыре". Затем попробуйте топать ногой на "раз" и "три", а на "два" и "четыре" будут приходиться удары клика. Отработайте это в разных темпах, а затем попробуйте играть линию шагающего баса и считать. Для следующей серии "ритуалов" максимально замедлите метроном. Теперь будет только один удар на четыре ноты. Даже при 40 ударах в минуту эти упражнения могут оказаться несколько быстрыми. Если у вас есть драм-машина, вы можете еще больше замедлить темп, хотя будет труднее совпадать с кликом в темпах ниже 40. В любом случае – это испытание. Упр.6a - самое легкое из группы, ощущение клика на сильную долю очень естественно.

Упр. 6

Для упр.6b начнём считать под клик, но таким образом: "два, три, четыре, раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре..." и т.д. Когда вы освоитесь с этим счётом, сделайте акцент на "раз", сохраняя клик на "два". Когда вы почувствуете "раз" как сильную долю, начните играть. Сосредоточьтесь на ритмическом рисунке, который при этом возникает. Упр. 6c - это половинный бит на слабую долю, который также ощущается очень естественно, особенно если вы хорошо поработали с упр. 5. Начните считать таким образом: "три, четыре, раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре". Затем, как и прежде, сместите акцент на "раз". Упр. 6d мудрёное, но определенно выполнимое. Счет: "четыре, раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре..." и т.д., и затем переместите акцент на "раз". Также вы можете попробовать считать после клика: “клик”, "один, два, три, четыре, один, два, три, четыре..." и т.д. Каждое из этих упражнений имеет отчётливое ощущение. Более трудные помогут вам сфокусироваться на доле, где бы она не располагалась. Нечётное размещение долей характерно для фанка, фьюжена, прогрессивного рока, джаза и не западной музыки, и эти "ритуалы" помогут укрепить вашу способность концентрироваться на доле. Следующие "ритуалы" очень продвинутые. Они требуют довольно высокого технического уровня, так как они быстрые даже в темпе 40 уд/мин. Теперь мы установим клик, чтобы он играл один раз на два такта, или другими словами восемь долей на один клик. Некоторые из этих упражнений трудно считать и чувствовать, но занимайтесь и не сдавайтесь. Ваше новое чувство доверия к своему темпу будет хорошим вознаграждением. В упр.7 считайте таким образом: "раз, два, три, четыре, два, два, три, четыре...". Это поможет вам следить, в каком такте вы находитесь.

Упр. 7

Упр.7a сравнительно лёгкое; многие отрабатывают гаммы с кликом на "раз". Для упр.7b запустите клик таким образом: "два, три, четыре, два, два, три, четыре...". Затем переместите акцент на первый такт: "один, два, три, четыре, два, два, три, четыре...". Когда вы почувствуете ритм на сильную долю, начните играть. Для упр.7c начните считать так: "три, четыре, два, два, три, четыре...". Сместите акцент на первый такт. Когда освоитесь, начните играть. Вы знаете, что делать с упр. 7d. Работа с метрономом это глубокий поиск, и вы можете развиваться настолько, насколько можете себе представить. Очень важно оставаться сосредоточенным на точности, поскольку работа будет бессмысленной, если она будет неточной. Не останавливайтесь на достигнутом, другими совами: делайте это по настоящему, и действительно постарайтесь перенести ритм внутрь себя. Иногда вам будет необходимо обращать внимание на внешние источники темпа и сверяться со своим внутренним темпом; всего-то нужен один из участников группы с плохим чувством темпа (молитесь, чтобы это был не барабанщик!), чтобы сделать вашу работу в десять раз труднее. И тогда вы поймете, что потратили своё время на работу с метрономом не зря. Упр.8 очень сложное. Оно требует большой практики и настойчивости, чтобы добиться комфорта. Сохраняйте сосредоточение на сильной доле и позвольте клику просто усиливать ритм.

Упр.8

Ex.8a долгожданный перерыв: половинная слабая доля. Нет проблем! Оно хорошо подходит для отработки фанковых рисунков из шестнадцатых нот. Попробуйте упр. 8b. Клик становиться так далеко от основной доли, что проще начать считать со следующего такта. Сфокусируйтесь на ощущении пусьсации нот, затем на клике. Отсчитайте три удара и начните на "раз": "один, два, три, один, два, три, четыре, два, два, три, четыре...". Это сделает освоение более лёгким. Используйте тот же подход в упр. 8c. Почувствуйте пульс, затем клик, отсчитайте две доли: "раз, два, раз, два, три, четыре, два, два, три, четыре...". Чтобы считать в упр. 8d используйте клик, как указатель перед первой долей: "клик, раз, два, три, четыре, два, два, три, четыре...".

Не забывайте практиковать метрономные "ритуалы" в разных темпах. Когда вы почувствуете себя с ними комфортно, используйте другой материал кроме мажорной гаммы: арпеджио, минорные гаммы и лады, фанковые рисунки и любые басовые линии какие хотите. Обратите внимание на точность, и не забывайте убеждаться что грув сохраняется. Занятия с этими "ритуалами" даст вам способность играть в темпе и сохранять его. Сделайте метроном своим гуру: он проверит на прочность ваше чувство темпа, и всегда сообщит вам истину.

Перевод: Basan, Rommire$ Источник: Bass Player

Назад    НАВЕРХ


© Bassguitars.RU 2005-2018

 

Сделано в PASWEB

potapovbass@gmail.com