Official  site  of  Bass-guitars

 

Новости
Бас-гитаристы
Bass Day
Бас аудио CD
Бас-пресса
История в лицах
Заказ инструментов
Уроки и упражнения
Бас табулатуры
Видео уроки
Интерактивная школа
Домашняя студия
Бас усиление
Процессоры
Каталоги бас-гитар
Ссылки
Гостевая книга
Форум
Гитарный тюнер
 
BASS-SHOP

Pokep.DE Сайт о реальной музЫке !

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Аранжировка Баса на компьютере

Казалось бы, какие в аранжировке баса мо- гут быть особенности? Это ведь не то, что ударные инструменты - там и томы, и бубны, и конги, и тарелки сорока сортов, и "кастрюли" типа табла, и даже достигающие двух метров там-тамы! А бас - это четыре струны, ну пять, ну от силы шесть. Тем более, что речь идет не о "живой" записи акустических контрабасов или бас-гитар, а о компьютерной аранжировке. Тем не менее, особенности, как говорится, имеются.

О тембре баса

Важной составляющей в тембре баса является его атака. В быстрых темпах недостаточно острая атака баса может просто "удушить" его - то есть, слышно, что он присутствует, что-то там издает, но что именно - непонятно. Когда в аранжировке звучат басовые тембры синтезаторов или звуковых модулей, значение параметра атаки еще больше возрастает, особенно при использовании семплированных басов. Может оказаться, что в одном диапазоне (например, внизу) атака слишком медленная или нормальная, а в другом (вверху) - наоборот, слишком острая, "щелкающая". Живой-то басист эту разницу знает, слышит и скомпенсирует приемами звукоизвлечения. А компьютерному аранжировщику нужно подыскать и применить в разных диапазонах разные тембры -даже в рамках одной партии.

Не менее важно, как ведет себя огибающая амплитуды баса во время удерживания ноты. Если она остается на постоянном уровне, то в большинстве стилей такой бас применять нельзя - будет ощущение, что он "наезжает", или еще хуже, опаздывает. Поэтому у баса должен быть обязательно хотя бы небольшой пик в момент взятия ноты, а потом пологий или крутой спад до постоянного значения. Чтобы ощутить значение этого параметра, проиграйте пьесу с двумя похожими басами, но у одного - медленный спад до постоянной величины, а у другого - быстрый. Поразительно - ноты остаются на своих местах, но первый бас звучит чуть сзади. У синтезированных басов этот пик иногда делают частотными фильтрами, а не амплитудой. Такие басы сами по себе могут звучать здорово, но годятся, на мой взгляд, только для очень "пластмассовой" музыки. Еще одной особенностью баса является его узкий динамический диапазон (когда, конечно, он не играет соло). Если вы записываете партию баса в режиме реального времени с MIDI-клавиатуры, забудьте свои фортепианные навыки - играйте максимально ровно. А то те ноты, что рояльным тембром звучат просто чуть тише, в басовом воплощении могут провалиться вообще "в никуда".

О нотной партии баса

Бас по своей природе - одноголосый инструмент, очень редко играет интервалами и еще более редко - аккордами. Интервалы применяются только широкие (квинта и больше), и редко - кварты, причем только в верхнем диапазоне инструмента (рис. 1). Это связано с тем, что в нижнем регистре интервалы создают гул, при этом полностью теряется их интонация.

Кварты

С гармонической точки зрения партия баса сильно зависит от стиля пьесы. Есть стили, в которых он играет только тоники и квинты, другие, особенно джаз, не столь категоричны. В быстрых темпах партия баса гораздо более свободна, чем в медленных. В темповых пьесах можно на сильные и относительно сильные доли ставить любые ступени гаммы - лишь бы это было оправдано с мелодической точки зрения (рис. 2).

Гамма

В медленных темпах неаккордовые ноты в басу могут создать ощущение политональности, или совсем поменять гармоническую функцию (например, Am/F будет звучать не как ля-минор, а как большой мажорный септаккорд Fmaj). Только в случаях, когда неаккордовые ноты являются проходящими (мело-дизированными), функциональная определенность сохранится. Во многих стилях бас, как и барабаны, играет по определенным шаблонам. И если вы хотите, чтобы пьеса звучала "в стиле", эти шаблоны надо знать и правильно применять. Одним из распространенных приемов аранжировки для баса является гаммаобразное движение вверх или вниз, при этом могут применяться как аккордовые, так и неаккордовые (диатонические и хроматические) ступени (рис. 3).

Гаммаобразное движение

В "живых" аранжировках партии баса частенько применяется дублирование другими инструментами. В симфонической музыке - виолончелями, фаготами, тубами и т.д. В рок-музыке - гитарами. Поэтому в компьютерных аранжировках подправить в какой-то мере звучание баса, продублировав его другим тембром, тоже не возбраняется. Правда тут возможен такой нежелательный эффект: сам по себе бас звучит густо, хорошо, а в сочетании с дублирующим инструментом становится то ли дребезжащим, то ли плоским - поэтому всегда следует прослушать их совместное звучание отдельно и на протяжении всей пьесы. Иногда достаточно исправить несколько неудачно звучащих нот, например, уменьшив в этих местах громкость дублирующего инструмента. Отдельно стоит сказать о дублировании баса барабанными тембрами. К тембру контрабаса можно добавить звук конги, особенно в тех местах, где басисты специально шлепают струнами о гриф. Очень часто советуют дублировать бас большим барабаном, особенно в рок- и танцевальной музыке. Я пробовал это делать - и ни разу мне это не понравилось.

Во-первых, в таких случаях сам барабан, как музыкальный инструмент, просто "убивается". Ухо привыкает к совместному звучанию баса и "бочки", и ноты, которые она играет без баса, кажутся какими-то испорченными, в лучшем случае - экзотическими. То есть, большой барабан перестает играть свою обычную роль - низкого инструмента в группе ударных, а становится одним из параметров басового тембра.

А во-вторых, этот прием широко применялся при записи живой музыки - когда удар большого барабана "отпирал" бас (с помощью гейта или триггера -прим. ред.). Но это делалось потому, что радикально изменить тембр живой бас-гитары невозможно, да и музыканты в одной-двух нотах могли чуть-чуть разойтись. Другое дело в компьютерной технологии - просто замените тембр баса на более "атакующий", или синтезируйте его сами. А уж сделать так чтобы бас с "бочкой" не "квакали", и вовсе легко. И последнее. Рисунок баса (его мелодическая и ритмическая составляющие) очень влияет на восприятие пьесы. Затратьте побольше времени, но постарайтесь сочинить интересную партию баса. В медленных темпах смело применяйте дубль (удвоенный темп - прим. ред.), и даже тогда, когда другие инструменты на него не переходят (рис. 4). Можно сделать очень короткое (на полтакта) отклонение в дубль - никто и не поймет, что случилось, а прозвучит интересно.

Медленный темп, дубль.

Кроме того, хорошо слушаются басовые брейки -в виде коротких пассажей (рис. 5). Барабанные брейки делают все аранжировщики (или это за них делают ритм-машины?), а вот басовые брейки встретишь не часто.

Короткие пассажи

В быстрых темпах дает отличный эффект прием, когда басист начинает долго играть на одной ноте. Один такт, второй, пятый, двенадцатый... И когда он возвращается к обычному рисунку, зал невольно делает длинный выдох.

Исполнительские приемы и их имитация в компьютерных аранжировках

Современная техника игры на басу находится на высоком уровне. Это означает, что "живые" басисты могут сыграть очень сложные партии и в быстром темпе. Мало того, хороший басист всегда найдет еще пару приемчиков, как можно сделать партию интересней - например, сыграет серию коротких глиссандо вверх к нужным нотам (вместо обычных четвертей, которые вы для него написали) (рис. 6).

Глиссандро

Очень часто басисты играют чуть "спереди", как бы подталкивая каждую ноту. Особенно широко распространяется этот прием в блюзе, джазе, рок-н-ролле. Это "чуть" определяется темпом пьесы, характером тембра инструмента и умением музыканта "делать драйв". Если басист владеет этим приемом, можно получать очень интересные результаты. Например, сыграть пять или десять квадратов, не меняя темп, но у слушателя будет создаваться ощущение, что темп исполнения постоянно растет! Кроме того, этот прием создает ощущение нагнетания, увеличения напряжения (подобное тому, что дает модуляция на тон или полтона вверх). И грамотный басист всегда поддержит этим приемом солиста, когда тот начнет подводить свое соло к кульминации.

Хороший басист часто использует флажолеты, поскольку на басу их можно брать не только на седьмом и двенадцатом ладах (их и на гитаре можно брать не только на XII и VII ладах, но и на V, IV, III -прим.ред.). Особенно роскошно звучит прием, когда басист одновременно берет какой-нибудь интервал: внизу обычную ноту, и флажолет вверху.

Кроме того, можно играть сложные партии, только прикасаясь пальцами левой руки к струнами, а не прижимая их к ладам (имеется в виду staccato -прим. ред.). Разумеется, долгое применение таких приемов надоедает, но если вставлять их в басовую партию изредка и "по делу" - она станет гораздо интересней. Прием глиссандо вниз при снятии ноты тоже применяется басистами часто. Он практически не слышен, но когда он есть, становится лучше. Этот прием не выписывается в нотной партии, поэтому каждый музыкант применяет его импровизированно. Я обратил на него внимание, когда однажды по¬сле студийной записи прослушивал разные варианты одной и той же пьесы. Там было место, которое звучало по-разному, хотя хорошо было слыш¬но, что все инструменты играют те же самые ноты. А оказалось, что в одном варианте басист при сня¬тии ноты сделал длинное глиссандо вниз (которого в общей-то аранжировке и слышно не было), а в другом - нет.

Запись и проверка звучания басовой партии на компьютере

Бас по функции входит в состав ритм-группы. Поэтому после сочинения и записи партии баса ее нужно проверить не только в режиме соло, но и в сочетании с другими инструментами этой группы. По панораме бас нужно всегда располагать в середине. Это касается даже тех случаев, когда вы имитируете звучание симфонического оркестра. Когда я делал первые аранжировки на компьютере с использованием тембров симфонического оркестра, то пробовал расположить контрабасы справа от слушателя (так, как они расположены на сцене). И всегда результат звучал хуже, чем тогда, когда они помещались в центр панорамы.

Некоторые приемы работы с басовыми партиями в программе Cubase

Допустим, вы написали сложную басовую партию в стиле фанк. "Живой" басист при их исполнении придерживает струны пальцами, а компьютерному аранжировщику нужно подыскать другой подходящий тембр. Третьим тембром должны звучать ноты первой кварты во втором такте. И наконец, последняя кварта должна звучать флажолетом. Естественно, что все эти ноты должны проигрываться по отдельным MIDI-каналам. Но записывать их отдельно очень неудобно, да и партия в нотном виде потеряет первоначальный вид. Как быть? Сначала запишите всю партию целиком на один MIDI-канал. Затем загрузите разными (теми, что нужны) тембрами любые четыре MIDI-канала: в нашем случае 1, 2 ,3 и 4 каналы. Затем в строчке басового MIDI-трека в колонке Chn (Channel) установите значение Any - любой (рис. 9).

И, наконец, откройте басовую партию в редакторе List (список) и установите для соответствующих нот нужный MIDI-канал (рис. 10). Для второй и восьмой нот в первом такте - MIDI-канал 2, для первой кварты во втором такте - MIDI-канал З, для последней кварты (флажолеты) - MIDI-канал 4. Записанную партию можно легко виртуально сдвинуть чуть вперед или назад относительно метрической доли такта. Это бывает нужно, когда вы пробуете новый тембр баса (или любого другого инструмента), а у него - другая атака. Изменяя значение параметра задержки в окне Delay "инспектора программы" Cubase, можно подобрать его так, чтобы новый тембр звучал наиболее удачно. Положительные значения параметра заставляют ноты запаздывать, а отрицательные - опережать пульс.

Параметр Compr, расположенный в окне ниже, предназначен для компрессирования нот в MIDI-nap-тии по значению Velocity, но я ни разу не смог добиться от него желаемого результата. То есть, на громкость нот он влияет, но настолько грубо, что проще той же цели добиться другими средствами. Многие аранжировщики включают метроном и первым делом записывают партию баса. Если вы уверены в том, что она уже не изменится, пожалуй, так и стоит сделать. Если же вы думаете ее позже изменить, то первой ее лучше не писать - настолько сильно своим рисунком и характером она влияет на запись др\тих инструментов. А под хорошую басовую партию все музыканты начнут выделывать чудеса!

Назад    НАВЕРХ


© Bassguitars.RU 2005-2018

 

Сделано в PASWEB

potapovbass@gmail.com