Official  site  of  Bass-guitars

 

Новости
Бас-гитаристы
Bass Day
Бас аудио CD
Бас-пресса
История в лицах
Заказ инструментов
Уроки и упражнения
Бас табулатуры
Видео уроки
Интерактивная школа
Домашняя студия
Бас усиление
Процессоры
Каталоги бас-гитар
Ссылки
Гостевая книга
Форум
Гитарный тюнер
 
BASS-SHOP

Pokep.DE Сайт о реальной музЫке !

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Акустика для проджект-студии: доступно и серьезно

Александр Енин, minievil@yandex.ru

Один из самых известных примеров качественной акустики для проджект-студий – мониторы Event 20/20bas, о которых написано уже немало. При своей относительно невысокой цене – менее 1000 долларов – эти мониторы являются одними из лучших в своем классе и встречаются во многих студиях, а также не раз рассматривались в сравнительных обзорах различных журналов.
А может, уже и не являются. Недавно на рынке профессиональной техники появились очень интересные модели “бюджетных” студийных мониторов. Чем интересные? Прежде всего ценой – самые недорогие из них обойдутся покупателю менее чем в 400 долларов за пару и любая из новых моделей дешевле Event 20/20bas минимум на 20 процентов. Во-вторых, производители говорят, что новые мониторы ориентированы на применение в многоканальной конфигурации. Если перейти от этих туманных слов к конкретным и ясным, то это означает, что, во-первых, новые модели могут похвастаться широкой диаграммой направленности, во вторых, улучшенной глубиной панорамы, что необходимо для сателлитов многоканальных систем.

Многоканальные треки начинают набирать популярность. Не вдаваясь в причины этой популярности, скажем только, что сейчас у проекта, сделанного в формате 5.1, намного больше шансов обратить на себя внимание, чем у обычной стереозаписи. Да и просто поэкспериментировать с многоканальным позиционированием звука очень интересно. Вторая причина происходящих изменений в индустрии акустики связана с появлением новых концептуальных A/V-компьютеров, которые становятся основой для домашних студий и домашних кинотеатров высокого класса, объединяя все вокруг себя. На выставке Musik Messe’2003 было показано немало таких новинок, и некоторые из них уже появились в продаже в России. Понятно, что к профессиональным компьютерам нового поколения потребуется новая и высокоточная акустика под стать им по качеству.
Если вдобавок к вышесказанному посмотреть на заявленные производителями характеристики новых моделей, можно сильно усомниться в свежести лавров, на которых изволит почивать Event 20/20bas.

Остается только выяснить, соответствуют ли заявленные характеристики действительности, благо такая возможность у нас есть. Провести испытания нам помогут инженеры компании F-Lab, занимающейся проектированием и внедрением в производство акустических систем и другой аппаратуры (на их счету множество концептуальных разработок, системы для озвучивания концертов и дизайны многих отечественных громкоговорителей, в том числе – модельный ряд автомобильной акустики “Урал”, выпущенный в 2001 году). С их помощью мы проведем измерения мониторов на промышленном программно-аппаратном комплексе LMS – том, на котором проводят измерения паспортных характеристик очень многие крупные компании-производители профессиональной и Hi-Fi акустики.

Итак, мы взяли четыре модели мониторов, и попросили сотрудников F-Lab провести исследования характеристик. Вместе с мониторами отправилась на обследование трифоническая система от VideoLogic, которая тоже позиционируется как профессиональная.
Чтобы дальше не повторяться при описании каждой системы, обозначим здесь общие черты: все системы двухполосные, активные. Каждый монитор имеет двухканальный усилитель – каждая полоса усиливается отдельно. К трифонической системе прилагается внешний усилитель, но усиление реализовано также – к колонкам идут четырехжильные кабели.

Все системы действительно хорошо излучают сигнал не только на оси, но и под углом – на практике системы можно не только использовать на рабочем месте, но при желании можно озвучить небольшую комнату. Рекомендуемая производителями расстановка систем примерно одинакова – в стереоварианте голова слушателя и системы должны находиться в вершинах воображаемого равностороннего треугольника, в пятиканальном варианте – слушатель находится в центре квадрата, 4 колонки в вершинах, центральная удалена на расстояние стороны квадрата от слушателя.
Давайте рассмотрим каждую систему в отдельности и проведем субъективные тесты. Для этого воспользуемся профессиональным тестом FSQ и подборкой музыки разных стилей (классика – Бах, Бизе; эйсид-джаз – Monsenior Blumenberg, “Raise The Roof”; электроника “Future Sound Of London”; поп – Мадонна; тяжелый рок – “Methods Of Mayhem”, Мэрилин Мэнсон, “Slipknot”).

Музыкальному тесту уделим особое внимание – правильно отыграть музыку и создать объемный звук с двух точек значительно сложнее, чем воспроизвести звуковую дорожку в фильме.
В качестве тестовой звуковой платы мы решили использовать M-Audio Revolution 7.1, которая приглянулась нам высоким качеством выходного сигнала в режиме 16 бит/44.1 кГц и умением качественно воспроизводить многоканальный звук.
Чтобы приблизить условия субъективного теста к реальным рабочим условиям, субъективное тестирование будет проходить в уютной домашней обстановке, в комнате площадью около 14 м2 средней заглушенности.

VideoLogic Sirocco Pro

Начнем с трифонической системы, поскольку в отличие от остальной акустики это законченная система. Она может заинтересовать тех, кто не хочет экспериментировать с многоканальными записями и устанавливать дома пять сателлитов-мониторов (которым, кстати, требуется пять свободных розеток). Комплект включает в себя мощный массивный субвуфер, внешний усилитель и пару небольших сателлитов, которые вполне можно разместить на рабочем столе. Корпуса колонок заужены сзади, что уменьшает образование стоячих волн внутри, и позволяет сэкономить место. В собранном и подключенном виде все это хозяйство выглядит очень стильно, вполне в духе дорогой аппаратуры.
Все, что можно получить от трифонической системы, в Sirocco Pro присутствует. Система имеет собственный ЦАП, так что усилитель можно подключить как по аналогу, так и по цифре, для чего предусмотрены оптический и S/PDIF входы. Вместе с выходами для штатных сателлитов и субвуфера на усилителе присутствует выход на наушники – нелишняя деталь, которая пригодится, если плата не очень качественная и подключена по цифре, да и подключать наушники к передней панели усилителя гораздо удобнее.

Другая функция трифонической системы – режим Monitor, в котором сателлиты работают без субвуфера. Этот вариант интересен тем, что позволяет “эмулировать” звучание обычной стереосистемы, так называемой “мыльницы”, и получить представление о том, какой звук получится у обычного потребителя.
Вместе с агрегатами в комплекте идут кабели со штекерами, что очень приятно – для остальной акустики нужные “шланги” пришлось искать, а потом еще и перепаивать. Всяческие дополнительные функции типа “объемное звучание” отсутствуют – хорошая система в состоянии самостоятельно нарисовать объемную панораму без использования вносящих шумы дополнительных эффект-обработок.

Посмотрим на частотную характеристику Sirocco Pro. Провал в районе 160 Гц на самом деле отсутствует – он образовался на графике из-за того, что характеристики сателлитов и субвуфера снимались по отдельности. Когда все системы работают нормально, провала нет – часть звукового давления обеспечивают сателлиты, часть – субвуфер, и звуковое давление на этом участке в норме. Кстати, раз уж мы стали смотреть на субвуфер, обратите внимание на его АЧХ. Ничего подобного среди мультимедийных систем я не видел – АЧХ очень ровная и спад на 3 дБ происходит только в районе 40 Гц. Скорее всего, такая характеристика обеспечит очень хороший музыкальный бас, но, возможно, для использования с новыми A/V-компьютерами, в домашних кинотеатрах, для фильмов, бас окажется слишком мягким. Остальная характеристика тоже очень ровная, разброс звукового давления укладывается в рамки +/-2 дБ – искажения тембров будут практически незаметны. Единственный провал -4 дБ в районе 400 Гц слишком узкий, чтобы повлиять на картину.

Предположить, как будет играть такая акустика по ее АЧХ, очень сложно, по крайней мере я за это не возьмусь. Да и зачем, если все равно потребуется проверять ее на практике? А получается то, что вовсе не следовало из АЧХ, – система играет динамично и жестко. Бас очень хороший – чистый, мощный и мягкий. Правда, на большой громкости субвуфер входит в перегрузку и начинает нервно стучать катушкой по фланцу, но производитель честно предупреждает в мануале, что использовать систему на максимальной громкости не стоит (запаса мощности хватит даже для приличного зала).
Нижняя середина звучит еще лучше, чем бас. Барабаны четко выражены, упруги, энергичны, к тому же детальность прорисовки ударных очень хороша. По всей видимости, такая детальность остается примерно до провала 400 Гц. И здесь – до 400 Гц – самая соль Sirocco. Отлично звучат контрабас и бас-гитара, еще лучше – электронные басовые сэмплы, и просто великолепно – тяжелые, расползающиеся по полу рифы Korn и Slipknot.

Средние и высокие частоты воспроизводятся правильно и чисто, но совсем теряются на фоне экспрессивной нижней части диапазона и потому практически не впечатляют. В результате “Future Sound of London” звучит странно, система акцентирует низкие частоты, хотя обычно в композициях этой команды внимание привлекают средне-высокие и высокие. При этом остается прекрасное ощущение пространства – оно полностью трехмерное, оживает воздух во всей комнате. Словом, непривычно, но очень приятно – можно считать это своеобразной трактовкой “Каскада”.
Мадонна тоже выдалась “вкусной”, хотя классно звучит не столько голос, сколько ударные и электронные сэмплы. А вот эйсид-джаз и классика воспроизводятся специфично. То есть звучание хорошее и правильное, но мне случалось слышать намного более приятное.

У такого жесткого звучания есть еще один весомый плюс – это воспроизведение звука в фильмах. Спецэффекты звучат выше всяких похвал и чрезвычайно натурально. При выкрученной наполовину громкости звук ощущается всем телом и очень отчетливо – пули пригвождают к креслу, а обрушивающаяся стена во второй части “Властелина” заставляет прыгать и трястись все предметы в комнате, усиливая ощущение тотального крушения всего вокруг.

К слову (если вам интересно), в компьютерных играх эффект оказался еще лучше. Внезапно раздавшиеся раскаты грома в заставке “Hitman 2: Silent Assassin” заставили меня подскочить на месте (забыл громкость сделать поменьше), но самое яркое впечатление оставил Flashpoint. Прямое попадание в танк из АТ-4 – это что-то страшное. Звук невероятен – такого адского взрыва в нашем районе еще не случалось. Очень экспрессивно, единственное, что я успел сказать – “ой”. Соседям, похоже, тоже очень понравилось – они стали громко стучать какими-то металлическими предметами по батарее, выражая свое бурное одобрение.
Словом, Sirocco – система очень интересная, но совсем из другой области. Это, скорее, универсальный Hi-Fi, на котором можно и музыку послушать, и фильмами проникнуться, и даже в игры поиграть. Перед использованием Sirocco Pro в качестве студийной акустики стоит к ней привыкнуть – все зависит от ваших пристрастий.

M-Audio Studiophile BX5

Теперь посмотрим собственно мониторы и начнем с самого экономичного решения. Всего по 200 долларов за штуку. Габариты системы удобны для настольной дислокации. M-Audio Studiophile BX5 оснащены только профессиональными балансными входами, а поскольку кабелей mini-jack – 2 jack или 2 XLR в природе не встречается, конструкцию пришлось доработать напильником… простите, паяльником.
В общем-то, перепаять кабель не очень сложно, а если использовать мониторы с более качественной полупрофессиональной картой, оснащенной балансными выходами, ее не возникнет вовсе. Но все же, учитывая, что мониторы позиционируются в качестве акустики для проjackт-studio и многоканальных сетапов, отсутствие RCA кажется странным – ведь платы (или DVD) с многоканальными балансными выходами еще довольно редки. По крайней мере пока.

Несмотря на небольшую цену, Studiophile BX5 оснащены большим количеством подстроек, которые помогают адаптировать их к текущей среде обитания. Регулятор среза НЧ позволяет выбирать частоту, с которой начнется спад АЧХ – 58, 80 или 100 Гц. Для дополнительной регулировки баса добавлен регулятор Acoustic Space, который обваливает АЧХ на 2 или 4 дБ начиная с 500 Гц. Другой регулятор Mid Boost, как понятно из названия, занимается средними частотами. Включение этой функции создает широкий плавный подъем высотой в 2 дБ в районе 2 кГц. И, естественно, предусмотрена подстройка ВЧ – компенсация работает начиная с 5 кГц, есть 3 режима – +2, 0 и -2 дБ. Использование этих настроек, конечно, плохо сказывается на динамическом диапазоне и микродинамике, но зато позволяет выправить передачу тембра.
А вот что у нас вышло на графике АЧХ: собственная частотная характеристика колонок (черная линия) довольно прямая, но что-то ее перекосило в сторону высоких частот.
И перекосило ее довольно основательно – перепад в 5 дБ невозможно будет не заметить, особенно в масштабе всего частотного диапазона. Возможно, в сильно задемпфированной комнате такая АЧХ только пойдет на пользу звуку, но в нормальных условиях от перепада лучше избавиться. Задействовав все настройки, АЧХ удалось выровнять (красная линия) – получилась очень приятная характеристика с неравномерностью +2 -3 дБ. Но то, что все компенсаторы задействованы, внушает опасения за детальность и чистоту полученного звука. Давайте проверим с помощью предварительно откалиброванной на референсной акустике пары ушей.

Результаты, как и в прошлом случае, из АЧХ никак не следуют. Разве что, как и следовало ожидать, сильно не хватает баса. В остальном на удивление приятное звучание, при том, что блестящим качество не назовешь. Попробую объяснить, что же в таком случае понравилось.
Бывает, что у акустики есть какие-то яркие достоинства например, прекрасная детальность звука или прекрасная панорама, но при этом есть какой-нибудь недостаток. Или даже не недостаток, а просто, к примеру, высокие частоты звучат качественно, но не так выразительно, как сильная сторона системы – средние или басы. И это постоянно портит все впечатление от классного в остальном звука.
За примером далеко ходить не надо. Возьмем трифоническую систему от VideoLogic, которую мы только что рассматривали. Есть хорошая нижняя середина и бас, но остальное воспроизводится просто качественно и нейтрально. Из-за этого создается впечатление, что качество могло бы быть и лучше.

Здесь же все примерно на одном уровне, и при этом звук достаточно качественный. Есть и панорама, и правильный тембр, и четкая нижняя середина. Может, и не великолепного качества, зато все очень хорошо сбалансировано и оттого гармонично. Разве что немного ярче остального звучат средние частоты – чуть более детально и чуть сильнее акцентировано.
В результате система получается нейтральная, примерно одинаково воспроизводящая все стили музыки. На мой вкус одинаково хорошо, а главное, правильно и беспристрастно, что позволяет без всяких оговорок рекомендовать систему для студийной работы. Конечно, хотелось бы некоторых улучшений, особенно побольше микродинамики. Но за такие деньги невозможно найти систему с высокими импульсными характеристиками, так что давайте не будем требовать невозможного.

Что касается воспроизведения и работы в многоканальной конфигурации, Sweet Spot получается достаточно широким, чтобы могли уместиться несколько человек. Немного более яркие средние очень здорово подкрашивают звук в фильмах, четкий и мягкий нижняя середина достаточно энергична, чтобы проскакать по панораме барабанной дробью или прострочить пулеметной очередью по ушам. А глубокая панорама в пятиканальной конфигурации дает прекрасное ощущение пространства. Вместе с хорошим субвуфером система получается просто ураганная (проверено с субвуфером от Sirocco PRO :) ), производитель рекомендует M-Audio SP-8S – великолепный вариант по цене/качеству!

Event Tuned Reference TR5

Теперь протестируем второй комплект мониторов от производителя нынешних обладателей пальмы первенства в классе Проджект (Event 20/20bas). Новая модель выглядит вполне “убедительно”, существует и ее “старшая” модификация – TR8. Фазоинвертер вместе с динамиками вынесен на переднюю панель. Низкочастотник украшен витиеватой надписью а-ля древнеламповый хай-энд. Все вместе создает достойное впечатление. Впрочем, как гласит народная мудрость, на вкус и цвет товарищей нет.
Касаемо настроек, фишек и прочего – TR5 могут похвастаться наличием RCA для многоканальной конфигурации очень кстати. Не придется возиться с проводами, и можно будет без проблем подключить систему к любой многоканальной звуковой карте.
Кроме выхода RCA на задней панели приютились еще 2 входа – балансные jack и XLR, и единственный регулятор – чувствительности. Не густо. Но, возможно, отсутствие настроек сыграет положительную роль – будет меньше искажений сигнала. Может, вся прелесть в звуке?
Посмотрим на график частотной характеристики. Да... Даже если предположить, что провал частотной характеристики в районе 120 Гц не стоит принимать всерьез, все равно, +4 -3 дБ, да еще с такими перепадами... Это вызывает вопросы. Частотная характеристика более дешевой системы M-Audio BX5 выглядит куда приличнее.

После контрольного прослушивания Event Tuned Reference TR5 впечатление не очень улучшилось. С одной стороны, звучание имеет явные плюсы – звук резкий и отчетливый, нижняя середина очень энергичная, по всему диапазону звук относительно детальный. Но для меня передача тембров довольно спорная, и звук вызывает противоречивые эмоции. Конечно, Event TR5 – неплохой комплект, с острым звучанием, но… Цена! Если сравнивать с различными моделями от Roland, Yamaha, Alesis, которые при сравнимых параметрах позиционируются существенно дороже, то в своем классе эта система выглядит вполне адекватно, что доказывает и ее успех в Америке. За брэнд иногда стоит платить. Но учитывая появление таких “агрессивных” новичков, как M-Audio и класс, демонстрируемый KRK... Если бы встал выбор, что покупать – M-Audio Studiophile BX5 или Event TR5, я бы выбрал первый вариант, даже если бы системы стоили одинаково.

KRK V4

Последняя в обзоре и самая дорогая из представленных – маленькая система от очень известной фирмы. KRK давно зарекомендовала себя на рынке профессиональной техники как компания, способная делать акустику самого высокого уровня. Но это общие слова. А вот факт: в студии, обслуживающей такого привередливого человека, как Майкл Джексон, который располагает достаточными финансами и знает толк в качестве, используются профессиональные системы KRK. Не бюджетные, конечно, но марка та же. А KRK стремится держать свою марку высоко. Поэтому будет особенно любопытно посмотреть, что же заключается в таких небольших коробках.

V4 – самые малогабаритные системы среди сегодняшних испытуемых. По размеру они даже меньше, чем сателлиты Sirocco Pro. С тыльной стороны мониторов – ничего особенного. Входы – только балансные, подключение обычными тюльпанами, как и в случае с M-Audio, не предусмотрено, хотя в мануале есть подробная рекомендация, как расставлять многоканальную конфигурацию V4. Другая деталь – очень неудобный регулятор чувствительности, добраться до него можно только с помощью отвертки. Дополнительные настройки отсутствуют.

Поворотим колонки к нам передом, к стенке задом. Миниатюрный низкочастотный динамик, играющий на удивление ровно до 80 Гц, поддерживается снизу щелевым фазоинвертором. Прелесть этого динамика в том, что под углом 30 градусов звуковое давление практически не меняется. Другая уникальная особенность системы – пищалка, которая в состоянии воспроизводить звук аж до 30 кГц.
Система обладает лучшей частотной характеристикой – неравномерность АЧХ +/- 2 дБ, без использования всяких подстроек. Достаточно высокий показатель, чтобы не уступать эталонным мониторам Event 20/20bas. Несколько просажены средние частоты, в остальном АЧХ практически линейная, студийного уровня. Баса, как и в предыдущих случаях, не хватает, но это нормально для всех мониторов ближнего поля. Создать “низко” играющую систему в маленьком корпусе с маленьким низкочастотником, невозможно технически.
Звучание системы вполне соответствует цене.

Среди сегодняшних подопытных самая высокая цена и самый лучший звук. Присутствует сбалансированность, как и у M-Audio – в меру панорамы и объема, в меру нижней середины. Однако есть существенные отличия. Во-первых, общее качество звука намного выше. Абсолютно нет смазанности Studiophile, нижняя середина – четче, средние частоты не акцентированы, а наоборот, слегка просажены, что придает звучанию едва заметную мягкость, но субъективно совершенно не портит передачу тембра. Второе отличие – панорама, точнее, ее глубина. Полукруг звуковой сцены уходит за линию колонок метра на два, когда система находится в полутора метрах от слушателя. Это дает очень приятный эффект на музыке, но самое главное – это фильмы. Панорама с пяти колонок получается выше всяких положительных оценок.

Из-за такого высокого качества панорамы и отличного тембрального баланса недостатки все-таки выпирают и оставляют неприятный осадок. Хочется побольше детальности, и, главное, нужны басы. Без них остается ощущение дискомфорта (которое мы при прослушивании ликвидировали с помощью субвуфера от Sirocco Pro). Вывод простой – к системе нужен не менее качественный субвуфер, который, кстати, можно выбрать из профессиональных субвуферов KRK.
И все же общее ощущение от системы осталось положительное. Запомнилась не столько лучшая из всех тестируемых мониторов детальность, которая, кстати, для этого класса более чем приличная, и даже не отличная панорама. А запомнилось впечатление, что KRK V4 воплощает собой совершенную бесстрастность. Обыкновенно система испытывает пристрастие к определенной музыке – какие-то композиции звучат заметно лучше, экспрессивнее других. Это происходит тогда, когда особенности системы гармонично сочетаются с особенностями музыки.

Но в случае с KRK такой музыки так и не обнаружилось в нашей многогиговой коллекции – система одинаково бесстрастно отыграла все, что было на харде и на компактах, и продолжала восседать на подставках с совершенно равнодушным видом. Выходит, для студийных работ, для любителей точности и людей с широким кругом музыкальных пристрастий KRK V4 – отличный выбор не зря в Америке они были номинированы на звание лучших “за техническое совершенство” и получили отличные рейтинги от большинства музыкальных изданий.

Вместо выводов

Протестированная акустика вполне оправдала и ожидания, и цену – можно с уверенностью утверждать, что в природе существуют отличные мониторы ближнего поля по цене менее тысячи долларов, и даже есть прекрасные модели дешевле пятисот у.е.

Мониторы Studiophile BX5, несмотря на очень низкую цену, вполне вписались в проджект-класс по качеству с изрядным запасом по цене. Характер звучания по-настоящему студийный, передача тембров – на уровне. Конечно, если сравнивать с Event 20/20bas (или, уж если мечтать, KRK E8), сравнение не в пользу BX5, но какова цена! За такие деньги ничего подобного пока не появлялось. К тому же системы приспособлены для мониторинга качества записи в многоканальной конфигурации, и ничто не мешает использовать BX5 как акустику для домашнего кинотеатра.
KRK V4 вполне в состоянии составить конкуренцию даже “старшим”, более габаритным “товарищам”. Отличное качество воспроизведения и студийный характер звучания вместе с прекрасной панорамой вполне заслуживают того, чтобы потратить на V4 свои сбережения. Ну а сможет ли эта система вырваться в лидеры, покажет время. Лично мне она очень понравилась.

Трифоническую систему, несмотря на аббревиатуру Pro в названии, к профессиональным системам относить не хочется – уж больно пристрастен он, любит жесткие композиции и электронику, а особенно тяготеет к спецэффектам. Джаз, классику и инструментальную музыку воспроизводит без энтузиазма и совершенно неинтересно. Тем не менее ругать систему не стоит. Просто призвание Sirocco – воспроизведение звука, а не мониторинг. В общем, тем, чьи вкусы совпадают с предпочтениями Sirocco Pro, есть смысл послушать ее трактовку любимой музыки и оценить игровые и киношные таланты – возможно, она поселится у вас в качестве универсальной домашней акустики.

Назад    НАВЕРХ


© Bassguitars.RU 2005-2018

 

Сделано в PASWEB

potapovbass@gmail.com