Official  site  of  Bass-guitars

 

Новости
Бас-гитаристы
Bass Day
Бас аудио CD
Бас-пресса
История в лицах
Заказ инструментов
Уроки и упражнения
Бас табулатуры
Видео уроки
Интерактивная школа
Домашняя студия
Бас усиление
Процессоры
Каталоги бас-гитар
Ссылки
Гостевая книга
Форум
Гитарный тюнер
 
BASS-SHOP

Pokep.DE Сайт о реальной музЫке !

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Автор: К.Н.РУДОЛЬФ

ФУНКЦИИ АККОРДОВ В ДЖАЗОВОЙ ГАРМОНИИ

Для музыкантов понимание функций аккордов в джазовой гармонии является одним из решающих факторов мастерства исполнения джазовой музыки, т. к. им приходится много варьировать и импровизировать музыкальный контекст, что требует безукоризненного знания аккордовых функций и как можно больше возможностей их обыгрывания (импровизации). Свободное ориентирование в аккордовых функциях гармонической цепочки позволяет музыканту быстро и точно найти нужный ему вариант внутреннего движения и всевозможные ему альтернативы во время концертного исполнения, а также в предварительной работе над прогрессией, создавая различные, так называемые заготовки, что делает произведение разнообразнее и намного интересней. Каждый тип аккорда может нести в себе несколько функций и соединений с другими аккордами:

а) аккорд VIm7 – заменяет I ступень и переходит во II ступень на квинту вниз или в bVI на полтона вниз в) аккорд bIII7 – заменяет аккорд VI7 и переходит во II ступень на полтона вниз или в bVI на квинту вниз.
Надстройки и альтерации ступеней не оказывают влияния на основную функцию аккорда и сказываются только на качественных характеристиках звучания. Давайте рассмотрим некоторые наиболее распространенные группы аккордов:
1. Большой мажорный септаккорд
2. Минорный септаккорд
3. Доминантсептаккорды
4. Увеличенные трезвучия
5. Полууменьшенные (вводные) аккорды
6. Уменьшенные аккорды
Группа больших мажорных септаккордов – несет в себе тоническую функцию. Они очень устойчивы и не требуют разрешения. Последовательность из таких аккордов достаточно мягкая и не обладает сильным внутренним движением. Важно помнить о том, что Б маж7 всегда может быть тональным центром. Аккорды, входящие в группу минорных септаккордов, – не так устойчивы, как Б маж7, и имеют более чем одну функцию. Они выступают как тонические аккорды в минорных тональностях и как субдоминантовые аккорды в мажорных тональностях, т. е. Тоническому минорному септаккорду обычно предшествует доминантсептаккорд, расположенный на квинту выше. Но если за минорным септаккордом следует доминантсептаккорд, расположенный на квинту ниже, то минорный септаккорд выступает в роли аккорда II ступени. Такие функциональные преобразования могут происходить с любым минорным септаккордом
a)     II            V        I
    Dm(dim) – G7 – Cm7
b)    II      V         I
     Dm – G7 – Cmaj7
Группа доминантсептаккордов – весьма неустойчива, и аккорды этой группы стремятся разрешиться в аккорд, стоящий на полтона ниже либо расположенный на квинту вниз. Обычно доминантсептаккорды выступают в роли аккордов V или bII ступеней. Если доминантсептаккорду предшествует минорный септаккорд, лежащий на квинту выше, он будет выглядеть как аккорд V ступени. Если доминантсептаккорд перешел на полтона вниз, то он выглядит как аккорд bII ступени, тем самым заменяя аккорд V ступени (тритоновая замена). В следующем примере показаны два наиболее распространенных варианта разрешения для доминантсептаккордов:
а)    V          I       b) bII         I
      C7 – Fmaj7       C7 –- Bmaj7
Исключением является блюзовая гармоническая прогрессия, где доминантсептаккорд обычно бывает тоническим (все остальные функции соответствуют мажорной тональности). Увеличенные трезвучия – функционально напоминают доминантсептаккорд и могут разрешаться в аккорд, расположенный на квинту ниже. Также аккорд этого типа может разрешаться и на полтона вверх
a) V               I             VII       I
    A+(5) - Dmaj7     A+(5) -bBmaj7
Полууменьшенные (вводные) аккорды – как правило, несут в себе функцию аккордов II ступени в минорных тональностях. Иногда в той же функции они встречаются и в мажорных тональностях. Также полууменьшенный аккорд может выступать как аккорд VII ступени и разрешаться на полтона вверх. В этом случае он заменяет аккорд V ступени, расположенный от него на большую терцию ниже.
a) II            V      I        b) II          V         I
    E(-5) – A7 – Dm7        E(-5) – A7 – Dmaj7
c)   E(-5) – Fmaj7
    ( E(-5) – заменяет V ступень = C7)
Уменьшенные аккорды – самые неустойчивые из приведенных выше пяти групп аккордов и обычно стремятся разрешиться в ближайший минорный или мажорный аккорд, находящийся выше или ниже. Нередко их рассматривают как неполный ый доминантсептаккорд и поэтому добавляют к нему новую тонику, расположенную на большую терцию ниже предыдущей. Рассматривать и анализировать уменьшенный аккорд нужно всегда во взаимодействии с его разрешением, во избежание недоразумения возникновения в их составе нескольких энгармонических эквивалентов. Например, если уменьшенный аккорд от ноты СИ (В) рассматривать как неполный доминантнонаккорд, то с появлением новой тоники CОЛЬ (G) он превращается в G7-9. Вообще, при работе над джазовыми прогрессиями нужно помнить о том, что для них характерны частые модуляции и отклонения в другие тональности. Поэтому, если мажорному или минорному аккорду предшествует доминантсептаккорд, расположенный на полтона или на квинту выше, это говорит о появлении нового тонального центра, который может быть как достаточно кратким, так и весьма продолжительным. Однако такая гармоническая последовательность может представлять собой движение по квинтовому кругу. Работая над гармонической прогрессией, музыканту очень важно проанализировать тональные центры и их взаимодействие друг с другом, для того чтобы свободно ориентироваться в гармонии данного произведения, найти интересные функциональные гармонические замены и легко сделать транспортировку в любую требуемую тональность. А для музыкантов, особенно концертирующих, этот навык совершенно необходим. Очень часто в джазовых пьесах из-за многочисленных модуляций представляется возможным рассматривать каждый аккорд последовательности как аккорды II -V -I ступеней. Приведенная ниже таблица различных аккордов позволит вам более полно понять их функции в одной тональности (римские цифры обозначают ступень гаммы):
Imaj7 Тональный центр
V7 Разрешается в I на квинту вниз
IIm7 Переходит в V на квинту вниз или в bII на полтона вниз
VIm7 Заменяет I, переходит во II-ю или в bVI
VI7 Переходит во II-ю или в bVI
IIIm7 Заменяет I-ю, часто следует за V7, переходит в VI или в bIII
III7 Переходит в VI или в bIII7
II7 Переходит в V или в bII
I7 Переходит в IV обычно в момент смены тональности
IVmaj7 Временный тональный центр
Vm7 Вторая ступень в тональности IV ступени переходит в I7-ю с разрешением в VI
VIIm-5 Разрешается в I заменяет V
IVm7 Переходный аккорд между IVmaj7 и I или IIm7 и I
bVII7 Переходный аккорд между IVm7 и I может разрешаться в bIII
bIII7 Заменяет VI7, переходит во II или в bVI
bVI7 Заменяет II7, переходит в V или во bII
bII7 Заменяет V7 и разрешается в I.
Успехов вам, господа!

Назад    НАВЕРХ


© Bassguitars.RU 2005-2018

 

Сделано в PASWEB

potapovbass@gmail.com