Official  site  of  Bass-guitars

 

Новости
Бас-гитаристы
Bass Day
Бас аудио CD
Бас-пресса
История в лицах
Заказ инструментов
Уроки и упражнения
Бас табулатуры
Видео уроки
Интерактивная школа
Домашняя студия
Бас усиление
Процессоры
Каталоги бас-гитар
Ссылки
Гостевая книга
Форум
Гитарный тюнер
 
BASS-SHOP

Pokep.DE Сайт о реальной музЫке !

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Автор: Дмитрий ТУРЬЕВ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЛАЖОЛЕТОВ ПРИ ИГРЕ НА БАС-ГИТАРЕ

ЧТО ТАКОЕ ФЛАЖОЛЕТ?
Для начала обратимся к определению: флажолет – мягкий, немного свистящий, напоминающий звучание флейты звук, получаемый на щипковых и смычковых музыкальных инструментах путем легкого прикосновения пальца к определенным точкам струны.

Прежде чем вы приступите к освоению флажолетов, необходимо понять, что такое узловые точки на бас-гитаре. Рабочую часть струны (мензуру) можно условно разделить на целое количество частей, точки такого деления и будут узловыми. Например, если разделить мензуру пополам (1/2 часть струны), узловая точка будет в середине (на 12-м ладу), если на три части, то узловые точки будут на 7-м (1/3 часть струны) и 19-м (2/3 части струны) ладах. На приведённой ниже схеме обозначены основные узловые точки струн на грифе:

Флажолеты бывают натуральными и искусственными. Для того чтобы получить натуральный флажолет, необходимо пальцем (любым) левой руки коснуться струны в одной из узловых точек, а правой извлечь звук. После этого левую руку со струны можно убрать.

Искусственные флажолеты извлекаются при помощи прижатой, а не открытой струны; узловые точки для них отсчитываются в зависимости от того, на каком ладу прижата струна. В связи с тем, что извлечение искусственных флажолетов довольно сложно, в игре они применяются редко и в данной статье рассматриваться не будут.

Использование флажолетов на бас-гитаре значительно расширяет диапазон извлекаемых нот. На обычной, 4-струнной бас-гитаре (с 20-ю ладами) самая высокая нота, извлекаемая обычным способом – Ми бемоль первой октавы. Самая высокая, хорошо читаемая нота, извлекаемая из той же бас-гитары с помощью натурального флажолета – Ля второй октавы. Ещё более высокие ноты можно извлечь при помощи искусственных флажолетов. Ноты, извлекаемые при помощи флажолетов, хорошо прослушиваются, имеют ясный, светлый тембр и могут применяться как при исполнении обычной басовой партии, так и при игре соло. Но использование флажолетов на бас-гитаре, накладывает определённые требования на исполнителя, инструмент и настройку звукоусилительной системы.

Флажолеты на бас-гитаре

Итак, для того чтобы практически использовать флажолеты при игре на бас-гитаре, желательно:


- иметь достаточную компрессию звука;
- использовать отдельный усилитель высоких частот (при помощи кроссовера или стереовыхода с бас-гитары);
- использовать преимущественно бриджевый датчик (избегать включения обоих датчиков одновременно, так как возможно возникновение противофазы на некоторых флажолетах);
- иметь новые струны.

Рассмотрим, какие флажолеты вообще возможно извлечь на бас-гитаре:


Обозначения:
A1 – нота ля контроктавы
A – нота ля большой октавы
a – нота ля малой октавы
a1 – нота ля первой октавы
a2 – нота ля второй октавы
Заметьте, что некоторые одни и те же ноты возможно извлекать на разных струнах. Например, ноту Ми малой октавы можно сыграть и на 3-й, и на 4-й струнах. Флажолеты, соответствующие 1/7 части струны, звучат фальшиво, поэтому я не рекомендую их использовать. Флажолеты, соответствующие меньшим чем 1/9 доли струны, неразборчивы, к тому же очень близко расположены, и поэтому их также не используют.

Если расположить все натуральные флажолеты по высоте звучания, то мы получим следующий звукоряд:

Как видно из звукоряда, в систему натуральных флажолетов полностью входят гаммы H-минор (D-мажор) и F#-минор (A-мажор), также присутствуют 6 из 7 нот гамм E-мажор (C#-минор) и G-мажор (E-минор). Тем не менее, большинство нот, извлекаемых при помощи флажолетов, принадлежат D-мажорному ладу, поэтому в основном произведения для флажолетов написаны или аранжированы именно в D-мажоре (H-миноре).

Флажолеты можно извлечь разными способами:
– левой рукой прикоснуться к струне в узловой точке, затем правой извлечь звук и через некоторое время убрать левую руку. Это основной способ извлечения флажолетов;
– левой рукой слегка коснуться струны в узловой точке, правой извлечь звук и сразу же убрать левую руку. Звучание флажолета более громкое и чёткое, но этот способ сложнее в исполнении, так как необходима хорошая координация рук. Если убрать левую руку слишком рано, то к тону флажолета добавится слабое звучание открытой струны, что не всегда желательно, а если её передержать, флажолет быстро затухнет;
– правой рукой извлечь звук открытой струны, затем левой коснуться струны в узловой точке и убрать руку. Данный способ применяется, когда мелодически или гармонически оправдано звучание открытой струны. Звук, извлекаемый таким образом, довольно интересен, так как у слушателя возникает ощущение, будто из первоначального звучания струны вырисовывается обертон, звучание похоже на применение эффекта обратной связи на гитаре.
Чтобы уверенно использовать флажолеты в своей игре, необходимо научиться чётко их извлекать и свободно находить на грифе. Поэтому прежде всего сыграйте каждый из перечисленных в таблице натуральных флажолетов, добейтесь чистого, громкого и уверенного звучания. Кроме этого, важно также точно касаться струны именно в узловых точках. Здесь счёт идёт на доли миллиметра. Особенно это касается флажолетов, соответствующих высшим долям струны.

ИГРА ФЛАЖОЛЕТАМИ МЕЛОДИЙ
Приведу несколько примеров простейшего использования флажолетов:
Упражнение 1. Проверка настройки бас-гитары. Все пары флажолетов должны звучать в унисон.

Упражнение 2. Теперь сыграем гамму H-минор.

Играя флажолеты, особенно при импровизации, очень важно перестроить мышление. Здесь мы сталкиваемся с кажущимся парадоксом: чем ближе к порожку касаемся струны, тем выше звучание флажолета. Ведь, играя обычным способом, мы привыкли к тому, что чем дальше нота от порожка, тем выше она звучит, а при игре флажолетов – чаще всего наоборот. Я для себя просто разграничил сознание: здесь я играю обычные ноты, а здесь – флажолеты, и для них – другие законы. Ещё важно контролировать сустейн флажолетов, глушить ненужные звуки, чтобы общее звучание не превращалось в кашу, в которой при сильной компрессии не слышны новые флажолеты. Хотя на практике извлекаемые одновременно флажолеты чаще всего звучат благозвучно, всё же стоит контролировать, какие флажолеты должны звучать, а какие надо глушить.
Упражнение 3. Мелодия «Jingle Bells» в Ля-мажоре

Попробуйте также сыграть эту мелодию в Ре-мажоре, т.е. от ноты Фа-диез. Вообще, при помощи флажолетов можно сыграть фактически любые мелодии, укладывающиеся в 1–1.5 октавы, при условии, что они будут исполняться в удобных тональностях. Первым басистом, который на практике начал использовать флажолеты, был Жако Пасториус (Jaco Pastorius). Его многогранный талант позволил раскрыть ограниченную, на первый взгляд, систему флажолетов. Пасториус умудрялся использовать флажолеты в любых, самых неудобных для них тональностях. Причём делал он это со вкусом, избегая ненужных усложнений. Ниже приводятся два примера из его партий.
Упражнение 4. Основной рифф из композиции «Okonkole Y Trompa»

Этот рифф играется в быстром темпе и, несмотря на его кажущуюся простоту, нелегко добиться ровного и монотонного звучания. Можно вместо 4-го лада использовать и 9-й, но, на мой взгляд, так исполнять удобнее.
Упражнение 5. Вступление к композиции «Portrait Of Tracy»

Эта композиция, по-моему, лучший пример использования флажолетов при игре соло. Сама она довольно сложная и длинная и здесь не приводится, но я рекомендую обязательно попробовать её снять и разучить.

ИГРА ФЛАЖОЛЕТАМИ АККОРДОВ
Использование аккордов, состоящих из флажолетов, расширяет возможности бас-гитары, гармонизации партий и окраса звучания. Посмотрим, какие аккорды и как можно исполнить с помощью флажолетов:

Это, конечно же, диаграммы не всех возможных флажолетных аккордов, но, большая их часть. Пробуйте их комбинировать, сочетать, составлять из них последовательности, играть их арпеджио. Игра флажолетных аккордов требует ещё большей точности и ровности звукоизвлечения, чем игра флажолетных мелодий.

Упражнение 6. Примеры использования флажолетных аккордов:
a) В данном примере обратите внимание на разрешение голосов. Вообще, с помощью флажолетов не всегда возможно разрешение аккордов по правилам, и поэтому я рекомендую не обращать на эти неточности особого внимания.

b) В данном примере можно оставлять большинство нот звучащими. Особое внимание следует обратить на исполнение последних двух аккордов, так как требуется хорошая растяжка, чтобы они звучали слитно.


в) фрагмент композиции «Autumn Leaves», Ж. Косма

При аранжировке этой пьесы для флажолетов я столкнулся со следующей проблемой: некоторые из аккордов гармонии невозможно исполнить с помощью флажолетов. Поэтому мне пришлось заменить эти аккорды их арпеджио, что сказалось на общем звучании композиции. Более полно можно сыграть эту пьесу, при совмещении флажолетов с нотами, извлекаемыми обычным способом.

ИГРА ФЛАЖОЛЕТОВ ВМЕСТЕ С БАСОВОЙ МЕЛОДИЙ
Систему флажолетов можно существенно расширить, если использовать их вместе с нотами, исполняемыми обычным способом. При этом аккомпанемент бас-гитары становится более гармоничным, в верхнем регистре появляются аккорды, параллельные голоса, мелодии. Бас-гитара начинает функционировать как полноценный аккомпанирующий инструмент. Флажолеты в сочетании с басом могут использоваться и в неудобных тональностях. Фактически для любого аккорда можно подобрать флажолет, который будет в этом аккорде какой-нибудь ступенью. Тем не менее не стоит злоупотреблять флажолетами. Необходимо продумать: целесообразно ли их применение, оправдано ли это гармонически (особенно в неудобных тональностях).

Использование флажолетов в бас-партии требует безупречного владения динамикой, необходимо извлекать басовые ноты осторожно, чтобы они не заглушали флажолеты. Для развития и закрепления таких навыков следует полностью отказаться от компрессора при занятиях на бас-гитаре дома. Желательно даже заниматься на неподключенной бас-гитаре.

Упражнение 7. Примеры использования флажолетов вместе с бас-партией:
a) В этой композиции флажолетные аккорды на фоне баса создают оркестровое звучание, дополняют бас и ведут мелодию.

b)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФЛАЖОЛЕТОВ
Рассмотрим, как можно расширить систему флажолетов.
1) Использование 5- и 6-струнной бас-гитары.
Имея дополнительную струну, мы получаем возможность извлекать новые флажолеты, позволяющие более комфортно играть в тональностях, неудобных для 4-струнной бас-гитары. На 5-струнной бас-гитаре можно исполнить флажолетами гамму С#-минор, а на 6-струнной – ещё и E-минор. Но всё равно системе флажолетов далеко до того, чтобы быть полной.
2) Использование альтернативного строя.
Иногда бывает достаточно изменить общий строй на 0.5–1 тона, чтобы в любой тональности можно было извлечь большее количество флажолетов. Более интересный вариант получится, если изменить межструнный интервал. Я иногда использую следующий строй, удобный для игры в тональности До-мажор: E-G#-C-F. Тут главное разобрать аппликатуры и освоиться в них, а результат обязательно будет интересным.
3) Использование искусственных флажолетов.
Искусственные флажолеты можно исполнять двумя способами:
– Прижать любым пальцем левой руки струну. Флажолет исполнить, касаясь указательным пальцем правой руки узловой точки, соответствующей 1/2, 1/3 или 2/3 части струны, другим пальцем правой руки извлекая звук.
– Прижать указательным пальцем левой руки струну. Флажолет исполнить, касаясь мизинцем левой руки узловой точки, соответствующей 1/5, 1/6 или 1/8 части струны, правой рукой извлекая звук.
Вообще, с помощью этих способов можно исполнить очень высокие ноты, но искусственные флажолеты имеют более слабое звучание, в сравнении с натуральными, и они более сложны в исполнении. Не забывайте, что флажолет, как, впрочем, и любой другой приём звукоизвлечения, это всего лишь средство передачи музыкальной мысли. Желаю вам терпения в освоении флажолетов, удачи и творческих успехов.

Назад    НАВЕРХ


© Bassguitars.RU 2005-2018

 

Сделано в PASWEB

potapovbass@gmail.com