Official  site  of  Bass-guitars

 

Новости
Бас-гитаристы
Bass Day
Бас аудио CD
Бас-пресса
История в лицах
Заказ инструментов
Уроки и упражнения
Бас табулатуры
Видео уроки
Интерактивная школа
Домашняя студия
Бас усиление
Процессоры
Каталоги бас-гитар
Ссылки
Гостевая книга
Форум
Гитарный тюнер
 
BASS-SHOP

Pokep.DE Сайт о реальной музЫке !

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Автор: Сергей ХЛЕБНИКОВ

JACO PASTORIUS: ONE VIEW OF A SECRET (ЧАСТЬ 2)

Продолжаем начатый в прошлом номере «Music Box» разговор о Жако Пасториусе бас-гитаристе, чью игру можно услышать на записях таких известных исполнителей и коллективов, как: Pat Matheny, Joni Mitchell, WEATHER REPORT, Herbie Hancock, Flora Purim, AI Di Meola и многих других. Музыканте, записавшем ряд «культовых» сольных альбомов, внесшем огромный вклад в развитие бас-гитары и оказавшем большое влияние на таких известных басистов, как Marcus Miller, Victor Wooten, Michael Manring и Gary Willis. Музыкальное наследие, оставленное Пасториусом, настолько велико, что до сих пор, спустя пятнадцать лет со дня его гибели, продолжают выходить различные, неизвестные ранее записи его концертных выступлений, которые, как ни парадоксально, попрежнему интересуют слушателей. Самые известные музыканты записывают версии композиций ~aKO на своих альбомах, отдавая таким образом дань уважения таланту этого музыканта. А трибьют-проект под названием «Jaco Songs» (с участием таких басистов, как Steve Bailey, Victor Wooten, Anthony Jackson, John Patitucci, Stanley Clarke, Victor Bailey, Alain Caron и др.), думаю, будет интересно послушать всем поклонникам творчества Пасториуса. Журнал «Music Boх» неоднократно писал об этом музыканте, и если вас интересует личность Жако Пасториуса, я рекомендую вам прочитать статьи из 5-го и 24-го номеров. Думаю, в них вы откроете для себя много нового, а порой, неожиданного и неординарного о жизни и творчестве этого человека. Если же вас интересует стиль этого музыканта - вперед!Во второй части статьи я хотел бы рассказать вам о своего рода «хитах» Жако - тех композициях, которые в сознании большинства людей ассоциируются, в первую очередь, с его именем.

Помимо прочего вклада, сделанного Жако Пасториусом в развитие бас-гитары, им была проделана большая работа по интегрированию в бас-гитарную игру флажолетной техники. Конечно, флажолеты были известны и до него, но именно Пасториус развил этот прием, продемонстрировав самые различные способы его применения, заложив фундамент, от которого позже оттолкнулись такие басгитаристы, как Billy Sheehan, Victor Wooten и Mark Еgаn. Я надеюсь, вы уже знакомы с системой и способом звукоизвлечения натуральных флажолетов, если нет - обратитесь за помощью к какому-либо дополнительному источнику, здесь мы не будем вдаваться в подробные разъяснения. В нескольких же словах систему натуральных флажолетов можно объяснить так: если поделить струну на 2-3-4-5-6 и Т.д. частей, а подушечкой пальца левой руки слегка при коснуться к струне в какой-либо из этих точек, одновременно сделав щипок правой рукой, то вы получите обертон - это и есть натуральный флажолет. В зависимости от того, в какой из точек деления струны находится палец левой руки, получаются флажолеты различной высоты.По словам самого Пасториуса, идея применения этой техники пришла к нему, когда он увидел, как гитарист настраивал по флажолетам свою гитару - это то, что всем хорошо известно: вы берете флажолет над седьмым ладом верхней струны и над пятым ладом следующей, нижней. Если они звучат в унисон - инструмент настроен. Жако это показалось вполне музыкальным, и он стал развивать данную систему. Для начала давайте разберем флажолетную линию из композиции «Оkоnklе Y Тrоmра» (альбом «Jaco Pastorius» '76г.)

Эта линия как раз основана на флажолетах, сыгранных над седьмым и пятым ладами. Сначала Пасториус играет по два флажолета на струнах соль и ре, затем - флажолет над седьмым ладом струны ля, после чего делает скачок на пятый лад струны соль и далее играет по два флажолета на струнах ре и ля. Эта остинатная однотактная фигура в размере 5/8 повторяется на протяжении всей пьесы; играя ее правой рукой, делайте рейк (плавный переход со струны на струну), так вы добьетесь большей скорости и плавности звукоизвлечения. Флажолетные линии, подобные этой, Пасториус часто играл в своих концертных импровизациях, например в соло, обозначенных как «Ноnеstу» и "Star Sрапglеd Ваnnег», выпущенных на альбоме «Heavy 'п Jazz» '86г. Композиция «Portrait Оf Тгасу» (альбом «Jaco Pastorius» '76г.) является первым полноценным произведением для бас-гитары с применением флажолетной техники.

В начале Жако играет очень красивый нисходящий флажолетный пассаж (часть А). Первая и вторая ноты этого пассажа берутся над пятым и третьим ладами струны соль, третья нота - над четвертым ладом струны ре, а четвертая - над третьим ладом струны ля. Затем такой же паперн повторяется квартой ниже, на струнах ре, ля, ми, после чего первые три ноты этого паттерна играются еще на кварту ниже, на струнах ля и ми. Далее берутся флажолеты над седьмым и двенадцатым ладами струны ми. В правой руке по-прежнему используется реЙк.В части В Жако использует одновременно обычные ноты (нижняя линейка) и флажолетные (верхняя).Делая транскрипцию этой части, я столкнулся с проблемой точной записи ритма, поскольку Пасториус играет ее ритмически очень свободно. В результате я для наглядности записал все ровными длительностями и обозначил это как rubato. Кроме того, некоторые из созвучий Жако играет арпеджиато, что я, с целью избежания нагромождения, в нотах обозначать не стал. В общем, послушайте запись этой пьесы, и, думаю, вам все станет понятно. Итак, посмотрим, что Пасториус играет в части В.Здесь на фоне длинных нот в басу звучит флажолетная мелодия, являющаяся нисходящим ходом по долидийскому ладу (С, О, Е, F#, G, А, В). Сделав гармонический анализ первого такта, можно обозначить используемые в нем аккорды как Cmaj9 и Gmaj9.Дойдя в мелодии до ноты ре, Пасториус играет флажолет ре-диез (последняя восьмая первого такта), и здесь он при меняет интересную хитрость. Поскольку в диапазоне обычного четырехструнного баса данный флажолет отсутствует, Жако, чтобы получить его, указательным пальцем левой руки прижимает ноту си на втором ладу струны ля, а мизинцем левой руки извлекает флажолет над шестым ладом. Проще говоря, указательный палец выполняет роль верхнего порожка, длина струны изменяется, и вы получаете новый набор флажолетов. Единственное неудобство - здесь требуется большая растяжка пальцев левой руки. Но я думаю, что, поупражнявшись, вы разрешите эту проблему.В начале второго такта Пасториус играет открытую струну ми и квартовый флажолет над четвертым ладом струн соль и ре. В данном контексте этот аккорд обозначим как Ет9. Далее звучит уже известный нам аккорд Cmaj9, правда, с небольшой «добавкой». Басовую ноту возьмите на струне ля (указательным пальцем), флажолеты ре и си над пятым и четвертым ладами струн ре и соль, соответственно (мизинцем и безымянным пальцем). А затем, оставив эти ноты звучать, мизинцем левой руки возьмите флажолет над пятым ладом струны ми.Далее эта двухтактная линия повторяется, правда, с одним изменением. В четвертом такте темы В вместо аккорда Cmaj9 Пасториус играет флажолеты над двенадцатым ладом струны соль и девятым ладом струн ре и ля, а в басу берет ноту на одиннадцатом ладу струны ми. В результате получается аккорд 0#7#9 (или ЕЫ#9, в зависимости от того, как вам нравится его называть).Часть С также играется rubato - все ритмические длительности условны. Это серия различных флажолетов на фоне хроматического нисходящего движения в басу от ноты соль-диез к открытой струне ми. Обратите внимание на унисонные флажолеты, сыгранные над пятым и седьмым ладами. А также на флажолеты в последнем такте - их можно сыграть как над четвертым и седьмым, так и над девятым и седьмым ладами. Я считаю, что второй вариант удобней.Часть D - полностью флажолетная линия. Здесь используйте рей к и флажолеты над девятым и седьмым ладами.В первых четырех тактах части Е Жако использует унисонные флажолеты ре, ля и хроматическое движение в басу на струне ми. Аппликатура левой руки здесь такая: первый такт: нота до - мизинец, флажолеты - указательный и безымянный пальцы; второй и четвертый такты: нота си - безымянный палец, флажолеты - указательный и мизинец; третий такт: нота си-бемоль средний палец, флажолеты - указательный и мизинец. В тактах с пятого по седьмой Пасториус использует и другие флажолетные ноты, но аппликатура левой руки остается неизменной.В девятом - пятнадцатом тактах части Е аппликатура такая: девятый такт: басовая нота ля-бемоль - указательный палец (четвертый лад, струна ми), флажолеты на струнах ре и соль - средний и мизинец, над пятым и седьмым и над четвертым и шестым ладами, соответственно; десятый такт: нота соль в басу - указательный палец; далее, уже знакомые вам по части В флажолеты над четвертым и пятым ладами - безымянный и мизинец, соответственно, и квартовые флажолеты над третьим ладом - мизинец.В семнадцатом и восемнадцатом тактах Пасториус использует одну и ту же аппликатурную модель от разных басовых нот (до, соль, си-бемоль, фа): басовая нота - указательный палец, флажолеты - мизинец и безымянный пальцы.Затем, после темы части Е, следует репри'за части В, и в конце пьесы, в последнем такте, Пасториус играет аккорд Emaj7b5: звучит открытая струна ми, указательный палец левой руки прижимает струны соль, ре и ля на девятом ладу, выполняя функцию верхнего порожка, а мизинец левой руки берет флажолеты над тринадцатым ладом. Здесь применяется тот же самый прием, что и в уже рассмотренном нами флажолете ре-диез в части В. Как видите, пьеса «Portrait of Тгасу» содержит множество самых различных вариантов использования флажолетной техники. Еще одним способом ее применения является тот, который Жако Пасториус использовал в композиции «Birdlаnd» (альбом «Heavy Weather», группы WEATHER REPORT '77) - искусственные флажолеты. Идея этого приема такова: пальцы левой руки играют мелодию, выполняя функцию как бы постоянно сменяющегося верхнего порожка, большой палец правой руки выполняет функцию левой руки - прижимает струну в различных «узловых» точках, а указательный (или средний) палец правой руки делает щипок струны.

Давайте разберем композицию «Birdland» по порядку. Как и «Portrait of Тгасу», я условно разделил ее на несколько частей. Также, для того чтобы вы могли все как можно лучше уяснить, я выписал мелодический голос ко всем частям этой композиции.

После трех ее повторов, в конце двенадцатого такта, вступает бас-гитара, играющая мелодию искусственными флажолетами (часть А). Левой рукой Пасториус играет мелодическую линию в двенадцатой позиции на грифе, а правой извлекает искусственные октавные флажолеты (первые восемь тактов темы), а затем флажолеты двумя октавами выше относительно темы в левой руке. Играя эту линию, будьте внимательны - для того чтобы флажолеты получались чистыми и яркими, большой палец вашей правой руки должен точно следовать за мелодической линией, играемой левой. Заметьте, когда клавишные играют нижнюю ноту си, одновременно в мелодии звучит нота си-бемоль - это обычные мажорно-минорные «блюзовые дела» в тональности соль. Также обратите внимание, что нота си-бемоль сыграна при помощи полутонового бенда (В) - «подтяжки» от ноты ля. Сочетание бендов и различных искусственных флажолетов создает эффект имитации человеческого голоса. Неспроста вокальный коллектив MANHAHAN TRANSFER сделал свою интерпретацию «Вiгdlаnd».Затем следует часть В. В верхнем голосе и басу звучат разные, как ритмически, так и мелодически, линии. Иногда они «пересекаются», но, В основном, взаимозаполняют «пустоты» друг друга. В общем, это хорошая контрапунктная линия.

В части С. Завинул играет такую мелодическую остинатную линию:

Бас-гитара же вступает в конце двенадцатого такта этой части и играет октавы си, до, ре и затем слайд от октавы ми к октаве до. Эти октавы звучат очень певуче, поскольку Пасториус играет пьесу на безладовом басу. В конце двадцатого такта вступает саксофон, и здесь уже мелодия и бас звучат ритмически вместе. В тридцатом такте части С Жако играет отличнейший ход с использованием октав и двойных нот (double stops). После того как сыграете октаву соль, вам нужно быстро «перескочить» из третьей позиции на грифе в пятнадцатую и сыграть слайдовый «въезд» К тритону на струнах ре и соль. Дальше в этой части Пасториус играет тритоновые слайды и берет открытую струну соль. Короче, все это время обыгрывается аккорд G7.В части D бас и верхний голос звучат ритмически вместе, но мелодическое движение у них разное. Вот ноты мелодии, сравните ее с басовой линией.

В седьмом такте этой части Жако играет нисходящий триольный ход, состоящий из нот до-мажорной пентатоники (С, О, Е, G, А), а в тринадцатом такте при обыгрывании использует октавы. И еще, обратите внимание на то, что первые шестнадцать тактов части О - это дважды повторяющаяся восьмитактная тема, а следующие восемь тактов - дважды повторяющаяся, уже четырехтактная ее вариация.В части Е на протяжении семнадцати тактов бас-гитара играет остинатную октавную фигуру. Клавишные же вступают в конце восьмого такта и играют вот такую линию, с использованием все тех же «блюзовых» нот.

Заканчивается часть Е нисходящим повторяющимся хроматическим ходом от соль к до, сыгранным на форте. Это кульминация композиции. При последнем повторе все инструменты уходят на пиано, и далее Пасториус играет искусственными флажолетами вариацию темы части А, после которой, также с вариациями, следуют уже известные вам темы частей В и О.В части О, являющейся концовкой пьесы, Жако при обыгрывании постепенно добавляет различные новые «фишки» - октавы, движение восьмыми, пассаж из шестнадцатых нот. Даже такую, казалось бы, «жестко зафиксированную» тему он играет в импровизационной манере! Композиция «America» - обработка американской народной песни - своего рода гимн Жако Пасториуса. Ее он исполнял практически на всех своих концертах, выступая соло. Услышать эту пьесу можно на концертных альбомах «Invitаtiоп», «Birthday Соnсеrt», «Heavy 'п Jazz» и многих других. И каждый раз Пасториус играл ее по-разному. Наиболее удачная, на мой взгляд, версия, записанная на альбоме «Invitаtiоп» '81 г. О ней мы и поговорим.

Ноты в этой транскрипции также записаны гubato, я даже не ставил тактовые линии - их просто невозможно определить. Мой совет опять будет таким - послушайте запись. Мы же с вами, разбирая данную пьесу, будем ориентироваться по строчкам - нотным линейкам.«Aтerica» содержит ряд уже известных вам моментов:Натуральные флажолеты - середина первой, второй, третьей строчек и конец второй строчки. Эти флажолеты Жако играет над девятнадцатым ладом струны соль и над шестнадцатым ладом струн ре и ми. Хотя вы можете сыграть их и в четвертой позиции, на тех же самых струнах над седьмым и девятым ладами. Аккорд ЕЬ7#9, сыгранный при помощи флажолетов на струнах соль, ре, ля и ноты в басу на одиннадцатом ладу струны ми.Кстати, обратите внимание: взяв этот аккорд, Пасториус добавляет сверху искусственный флажолет ля (левая рука на струне соль, четырнадцатый лад).Также искусственными флажолетами играется мелодия в конце третьей строчки.В целом же, Пасториус играет вольную трактовку мелодии «Aтerica» в верхней части грифа, при помощи различных открытых струн в басу, «перебивая» мелодию неожиданными «всплесками» натуральных флажолетов.Интересный момент присутствует в третьей части второй строчки. Жако берет левой рукой аккорд над восемнадцатым и девятнадцатым ладами струн соль, ре и ля, правой рукой теппирует ноту на седьмом ладу струны ми. Получается аккорд В9. Мой любимый момент этой пьесы - двойные ноты (doubIe stops) в конце четвертой строчки. Верхние ноты - мелодический голос, а нижние - восходящий хроматический ход от до-диез к фа-диез.Заканчивается данная версия «America» восходящим ходом по ля-мажорной гамме (А, В, С#, О, Е, F#, G#), хотя в некоторых других ее версиях Пасториус делал «лирические» концовки при помощи флажолетов и doubIe stops.Еще одной композицией, записи которой можно найти только на концертных альбомах Жако Пасториуса, является «Reza».Фактически эта пьеса состоит лишь из двух линий - темы и основной басовой. Все остальное - сплошная импровизация! Играя в различных составах,Пасториус умудрялся делать совершенно непохожие по настроениям версии этой композиции, - от более чем десяти минутных с духовой секцией в джазовом ключе на альбомах «Invitаtiоп» и «Birthday Соnсегt» до почти хард-роковой, в составе из трех человек (бас, барабаны, гитара) на альбоме "Heavy 'n Jаzz".

Главная тема композиции (часть А) - восьмитактная линия на основе ля-дорийского лада (А, В, С, О, Е, F#, G), с мажорной терцией (до-диез) в шестом такте. Тема играется в триольной пульсации и представляет собой сплошной поток нот с очень интересными ритмическими смещениями. Казалось бы, она заканчивается на третьей четверти четвертого такта, однако, тут же снова начинается, но уже как бы в «перевернутом» виде, со слабой доли. Думаю, вам не сразу удастся запомнить ее.Часть В - основная басовая линия, состоящая из четырех нот. На протяжении всей пьесы Жако играет множество ее вариаций: октавой выше, квинтами, использует мертвые проходящие ноты, делает различные вставки и.т.д. Хотя, все только что сказанное применимо, пожалуй, лишь к версиям «Reza» с альбомов «Invitаtiоп» и «Birthday Соnсегt». На альбоме «Heavy 'n Jazz» Пасториус, наоборот, играет эту линию очень лаконично - по-риффовому.И последнее, попробуйте тему и басовую линию сыграть вместе, предварительно записав одну из них, - думаю, вам понравится. Композиция «Соntiпuum» - еще один «гимн» Жако Пасториуса. Отличнейший вариант этой пьесы присутствует на концертном альбоме «Invitаtiоп». Однако мы с вами разберем оригинальную версию с альбома '76-го года «Jaco Pastorius» - изучим главную тему этой композиции - два ее проведения до соло и репризу после соло.

 

Исполняя эту пьесу, Пасториус держит правую руку ближе к грифу, получая более теплый, мягкий звук. Кстати, согласно легенде, Джозеф Завинул впервые услышав запись «Соntinuum», решил что Пасториус играет эту пьесу на контрабасе.Здесь так же, как и в «America», Жако исполняет мелодию в верхней части грифа, а внизу звучат открытые струны (в данном случае это ми и ля). Такты с первого по двадцать третий (часть А) - первое проведение темы. Вначале звучит открытая струна ми и флажолеты, сыгранные над четвертым ладом струн соль, ре, ля. Сама же мелодия начинается в конце первого такта, Пасториус играет ее в девятой позиции на грифе. Что касается гармонии: в тактах с первого по шестой Жако обыгрывает аккорд Emaj7, с использованием шестой и девятой ступеней. Затем, в тактах седьмом и восьмом, аккорд Amaj7, после чего (такты с девятого по четырнадцатый) снова звучит аккорд Emaj7. Октавы ре-диез и до-диез в одиннадцатом и тринадцатом тактах берите на струнах соль и ля, в шестой и четвертой позициях, соответственно. В пятнадцатом и шестнадцатом тактах Пасториус играет малые септимы, - в данном случае это аккорды ВЬт7 и Ат7. Далее снова возвращается в ми (такты семнадцать - восемнадцать), а затем, во второй половине восемнадцатого такта, играет «вставку» В шестнадцатой позиции на струнах соль и ре. В девятнадцатом и двадцатом тактах Пасториус играет паттерны аккордов D#sus4 и Dsus4, в одиннадцатой и десятой позициях, соответственно. Затем, в двадцать первом такте (аккорд Amaj7), Жако меняет позицию левой руки на шестую и далее (двадцать второй такт) играет внизу грифа, на струнах ре и ля, мелодию, основанную на нотах си-минорного и до-мажорного трезвучий. В двадцать третьем такте опять возвращается в ми, после чего, с небольшими отличиями, следует повтор темы. Особое внимание обратите на такты с тридцать второго по тридцать пятый, в которых Пасториус играет одинаковые фразы сначала внизу, а затем в верхней части грифа. Получается интересный «эхообразный» эффект, чтото типа «вопрос - ответ».Часть В - концовка пьесы - представляет собой репризу главной темы, правда, в неполном виде. Жако заканчивает ее, когда после аккордов Bbm7 и Am7 возвращается в аккорд Emaj7(9). В седьмом и восьмом тактах этой части Пасториус играет мелодическую вставку, обыгрывающую аккорд Amaj7 и заканчивающуюся в девятом такте трелью от ноты ре.Завершая свой рассказ о стиле Жако Пасториуса, я хотел бы привести транскрипцию его, пожалуй, самой популярной в «басовых кругах» пьесы - «Тееп Тоwп». Вот ее вариант, записанный на альбоме '77 года «Heavy Weather» группы WEATHER REPORT.

Часть А построена на последовательности аккордов С13, А13, F13, 013. Вначале звучит барабанный брейк и мелодия в течение четырех тактов, затем вступает бас-гитара и играет шестнадцатитактную основную тему, состоящую из различных шестнадцатинотных фраз, чередующихся с длинными (четверти, половинки и более) паузами. 3атем следует повтор девяти тактов этой темы, после чего - в то время когда звучат аккорды А 13 и F13 - бас молчит в два такта (вторая вольта), и далее Пасториус повторяет фразу, сыгранную на аккордах 013 и С13. Сравните ноты восьмого-девятого тактов части А и третьего-четвертого тактов второй вольты - они абсолютно идентичны. Далее на протяжении последних одиннадцати тактов у бас-гитары пауза. В начале части В (первые четыре такта) Жако играет несколько неожиданную, на мой взгляд, с некоторым роковым оттенком, фразу. Однако «все встает на свои места», когда вступают клавишные, играющие гармонию Е13, С#13, А 13, F#13. Эта гармоническая последовательность сохраняется почти до самого конца пьесы. В части С Пасториус играет на эту гармонию три различные фразы, и далее - в восьмом, двенадцатом и шестнадцатом тактах этой части, играет фигуру, основанную на тонике и септиме аккорда F#13. После этого в партии баса опять пауза, и далее в предпоследнем такте Пасториус берет открытую струну ми, а в последнем - ноты ля, ре и соль. В общем, два последних такта пьесы можно сыграть на открытых струнах. Кстати, « Тееп Тоwп» - это название популярного танцевального зала, в котором Жако Пасториус выступал с LAS OLAS BRASS, когда был еще подростком из Флориды. На этом я хотел бы закончить свое повествование о различные аспектах игры Жако Пасториуса. Мы разобрали и изучили множество приемов и подходов этого легендарного бас-гитариста. Означает ли это, что теперь вы можете сказать: «Я знаю о его секретах все!»? - Никоим образом! Ведь эта статья всего лишь «оnе view of а secret» . . .

Назад    НАВЕРХ


© Bassguitars.RU 2005-2018

 

Сделано в PASWEB

potapovbass@gmail.com