Official  site  of  Bass-guitars

 

Новости
Бас-гитаристы
Bass Day
Бас аудио CD
Бас-пресса
История в лицах
Заказ инструментов
Уроки и упражнения
Бас табулатуры
Видео уроки
Интерактивная школа
Домашняя студия
Бас усиление
Процессоры
Каталоги бас-гитар
Ссылки
Гостевая книга
Форум
Гитарный тюнер
 
BASS-SHOP

Pokep.DE Сайт о реальной музЫке !

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

ВВЕДЕНИЕ В ЧЭПИЕН СТИК: стандартный и гранд-Стик

Итак, ты часами листаешь страницы интернета в поисках информа¬ции об этой «волшебной палочке». Исполнение Тони Левина (Топу Levin) в «Elephant Talk» приводит тебя в состояние экстаза, а может быть, ты зашёл ещё дальше и переставил струны своей бас-гитары задом наперёд? Это всё мне знакомо. Пожалуй, пришло время по¬думать о приобретении инструмента твоей мечты - Стика. Конеч¬но, в этот момент тебя начинают одолевать сомнения: а стоит ли приобретать инструмент, который никогда не видел и на котором не пробовал поиграть; а получится ли у тебя, как учиться играть и какой Стик подойдёт тебе?

Пожалуй, мы начнём с обсуждения последнего вопроса. Многие люди ошибочно называют Стик - Стик-бас, хотя на самом деле Стик-бас это лишь одна из разновидностей Стика. Большинство людей узнали о Стике благодаря Тони Левину - басисту и стикисту Питера Гэбриэла (Peter Gabriel) и KING CRIMSON. Поскольку Тони Левин прежде всего басист, то и Стик он в основном использует для исполнения басовых партий, отсюда и происходит замешательство. На самом деле Тони Левин играл не на Стик-басе, а на стандартном 10-струнном Стике. Позже он заменил его 12-струнным гранд-Стиком. Так давайте же всё упорядочим. Начнём сначала.

Полное название Стика - Чэпмен Стик. Так он называется по имени своего создателя Эмметта Чэпмена (Emmett Chapman). Эмметт, в прошлом джазовый гитарист, начал экспериментировать с методом двуручного тэппинга в 60-ые годы. Двуручный тэппинг - это способ игры на гитаре (или бас-гитаре), при котором звук извлекается при помощи ударов пальцами по струнам, подобно ударам пальцев по клавишам при игре на фортепиано двумя руками одновременно. Первый Стик - инструмент, предназначенный специально для игры тэппингом, Эмметт Чэпмен создал сам для себя в начале 70-х. С тех пор в течение уже 30 лет Эмметт Чэпмен посвящает практичес¬ки всё своё время созданию и усовершенствованию Стика. Его инструменты звучали на записях таких известных музыкантов и групп, как Питер Гэбриэл, KING CRIMSON, YES, PINK FLOYD, Джон Леннон (John Lennon), Дэйвид Силвиан (David Sylvian) и многих других. К настоящему времени Чэпмен создал около 5000 Стиков, работая в скромной мастерской своей семейной компании Stick Enterprises. Co времени создания первого Стика инструмент пережил множество изменений.

Несмотря на все видоизменения и модернизации, главное осталось прежним - все Стики высочайшего качества и ручной работы, поэтому каким быть будущему Стику, клиент решает сам. Конечно же, тут не обойтись без советов специалистов Stick Enterprises. Стики изготавливают из различных видов дерева - падук, палисандр, тарара, клён, махагон, прессованный бамбук, а также из графита. В прошлом, до того как начали производить графитовые Стики, существовали Стики из поликарбонатного волокна. Именно на таком Сти-ке играет Гилльермо Сидес (Guillermo Cides), играю и я. Кроме дерева, клиент может выбрать звукосниматель - традиционный пассивный стереозвукосни-матель Stickup, придающий Стику то самое особенное «Стиковое» звучание; активный стереозвукосниматель или пассивный квадрозвукосниматель Villex, производимый по технологии бывшего советского авиаконструктора Вилленна Ханагова. Клиент сам выбирает колки, инкрустацию для разметки грифа и лады. Ну и конечно, самое главное -клиент должен выбрать модель и строй своего будущего Стика. Существует не¬сколько моделей Стика - стандартный Стик, гранд-Стик, Стик-бас, ЭнЭс-Стик, альт-Стик, АкуСтик. Я расскажу об особенностях всех этих моделей на страницах следующих номеров журнала, а сегодня мы поговорим о наиболее популярных - стандартном Стике и гранд-Стике.

Как стандартный Стик, так и гранд-Стик укрепляются по диагонали на груди с помощью ремня, одеваемого через плечо, и крюка, вставляемого в пояс, зафиксированный на талии музыканта. Обе модели предназначены специально для игры тэппингом двумя руками. Струны стандартного Стика делятся на 5 басовых и 5 мелодических (гитарных) струн. Обычно стикист играет левой рукой на басовых струнах, а правой - на мелодических. Конечно же, можно играть обеими руками только на басовых струнах (именно это обычно делает Тони Левин) или только на мелодических. А можно играть перекрёстным методом - руки используются для игры как на басовых, так и на мелодических струнах без ограничений. Такой метод напоминает игру на фортепиано - ведь на клавиатуре фортепиано нет границы, разделяющей инструмент на клавиши, предназначенные для игры правой и левой рукой, и зачастую пианист скрещивает руки, играя правой рукой на более низких клавишах, а левой - на более высоких. Перекрёстный метод игры на Стике особенно хорошо использует стикист Боб Калбертсон (Bob Culbertson) (как на стандартном, так и на других видах Стика).

С первого взгляда кажется необыч¬ным, что басовые струны расположены задом наперёд, то есть самая низкая басовая струна находится внизу, а самая высокая - вверху. Если на бас-гитаре струны расположены квартами, то соответственно на Стике, будучи перевёрнутыми, они расположены квинтами. Хотя такое положение может поначалу показаться непривычным для басистое, на самом деле оно чрезвычайно удобно, в особенности для игры обеими руками. Такой строй более удобен и для игры скачкообразных басовых партий, хотя, надо признать. менее удобен для исполнения, например, традиционных басовых блюзовых линий. Это потребует большей растяжки пальцев, но вполне преодолимо, - это я заявляю как обладательница самой маленькой руки из всех стикистов. По поводу басовой части Стика как бывшая басистка я бы хотела дать небольшой совет: если ты взялся за Стик, не пытайся на нём имитировать бас. Стик - это Стик, со всеми его особенностями. Ведь именно поэтому ты решил на нём играть, не правда ли? Это же относится и к мелодическим струнам. Хотя по тембру они близки к гитарным и даже расположены в привычном порядке - от тонкой струны к толстой, всё же и тут существуют весьма значительные отличия от гитары. Во-первых, если играешь тэппингом, то не используешь открытые струны, а это именно то, что гитарист так часто использует, исполняя аккорды. Во-вторых, строй мелодической части Стика сильно отличается от гитарного - все струны расположены квартами. В-третьих, и это, пожалуй, самое главное, нажимаешь струны в основном правой рукой, а не левой, как на гитаре.

Так как же настроен стандартный Стик? И здесь существуют разные варианты, и клиент сам решает, какой строй ему больше подойдёт. Я подготовила диаграммы наиболее популярных строев Стика - классического, обоюдного и баритонально-мелодического. Мензура Стика может быть 34 или 36 дюймов (приблизительно 86.5 или 91.5 сантиметров). На данных диаграммах можно рассмотреть оба варианта. Обратите внимание, что обозначенные вверху струны - это открытые струны, однако при игре тэппингом открытые струны не используются, поэтому наиболее низким звуком каждой струны является звук пер-вого лада. На первом ладу находится демпфер (сурдина), виниловая наклейка, которая приглушает посторонние звуки, возникающие при игре тэппингом. Демпфер занимает половину лада. Некоторые стикисты смещают демпфер в середину первого лада для лучшего поглощения лишних звуков - в этом случае использование первого лада при игре невозможно. На Стиках, оснащённых миди (да-да, бывают и такие!!!), есть ещё один дополнительный демпфер, расположенный на втором ладу под мелодическими струнами. Но поскольку на гитарных струнах играют правой рукой на более высоких ладах, начиная приблизительно с восьмого, этот демпфер не имеет никакого значения в том, что касается игры на Стике.

Чэмпен Стик

Кроме представленных мною сегодня строев, существуют также глубокообоюдный и глубоко-баритонально-мелодический строи. В глубоко-обоюдном строе и басовые, и мелодические струны настроены на один тон ниже, чем в обоюдном строе; а в глубоко-баритонально-мелодическом строе только мелодические струны настроены на один тон ниже, чем в баритонально-мелодическом строе. И это ещё не всё. Некоторые стикисты, в основном исполняющие классическую музыку, предпочитают квартовый строй в басовых струнах, а некоторые джазовые музыканты понижают верхнюю басовую струну на один тон - это придаёт аккордам исполняемым на басовой части Стика, особое «джазовое» звучание. Ну а если ты думаешь, что ни один из предлагаемых Stick Enterprises вариантов тебе не подходит, можешь предложить и свой собственный вариант. Гранд-Стик является расширенным вариантом стандартного Стика - с двумя дополнительными струнами в мелодической части или с одной дополнительной струной в басовой и одной дополнительной струной в мелодической части. На следующих диаграммах я обозначила красным цветом две добавочные струны гранд-Стика. Добавочные струны гранд-Стика обогащают полифонические возможности Стика. Однако если есть желание приобрести гранд-Стик, стоит учесть, что гриф гранд-Стика немного шире грифа стандартного Стика, поэтому му¬зыкантам с очень маленькими руками несколько неудобно играть на верхней басовой струне гранд-Стика. И завершая небольшое ознакомление со стандартным Стиком и гранд-Стиком, я хотела бы добавить, что в современных моделях имеются также компоненты для регулировки Стика. Такие, как верхний порожек,Стик позволяющий осуществить точную регулировку высоты струн; мост в нижней части Стика, позволяющий регулировку высоты и длины струн; и регулируемый стержень, служащий для выпрямления Стика без предварительной разборки. Мост и стержень, кроме прочего, дают возможность стикисту самому поменять строй Стика, произведя необходимые регулировки. Многие стикисты используют чистый звук Стика. Мне особенно нравится звук Стика Боба Калбертсона и Вирджинии Сплендоре (Virginia Splendore). Другие стикисты используют различные гитарные и басовые эффекты для обработки мелодической и басовой части Стика -в этом, конечно, нет равных Сидесу. Вообще, Стик предоставляет музыканту невероятные возможности для музыкального выражения, независимо от стиля или характера исполняемой музыки. Я рада предоставленной мне возможности представлять Чэпмен Стик читателям журнала «Music Box» в России. Если возникли вопросы или пред¬ложения, пишите мне по адресу: irene@musicbrothersrecords.com и я непременно отвечу.

Удачного тэппинга! Стик - официально зарегистрированная торговая марка Stick Enterprises Inc - используется журналом «Music Box» с любезного разрешения. www.stick.com

Назад    НАВЕРХ


© Bassguitars.RU 2005-2018

 

Сделано в PASWEB

potapovbass@gmail.com